Штраф за скорость

ФАС против замены электричек на комфортабельные экспрессы, проезд на которых стоит дороже. РЖД грозит оборотный штраф

Антимонопольная служба намерена оштрафовать РЖД за замену пригородных экспрессов: суд подтвердил законность предписания ФАС, сообщила служба. В ноябре 2011 г. ФАС признала РЖД виновной в нарушении антимонопольного законодательства: на курском направлении вместо одной из 17 пригородных электричек по утрам стал ходить экспресс повышенной комфортности – по мнению ФАС, это ущемило интересы пассажиров. Мест в экспрессе почти вдвое меньше, чем в обычной электричке, а проезд дороже, установила ФАС. По данным tutu.ru, билет на экспресс от Москвы до Серпухова обойдется в 230 руб., льготный – в 115 руб., стандартный билет стоит 181,5 руб., льготный – 90,8 руб., дорога в экспрессе занимает примерно на 20 минут меньше. По этому маршруту курсируют два-три таких поезда в день.

ФАС занялась электричками «по обращению гражданина» и предписала перевозчику отдавать приоритет поездам, «имеющим социальное значение», а перед заменой обычных электричек на экспрессы – проводить соцопросы пассажиров. За нарушение закона «О защите конкуренции» РЖД грозит штраф в 0,3–3% от выручки на соответствующем рынке. Сумму штрафа ни представитель ФАС, ни его коллега из РЖД не называют. По оценкам гендиректора портала Infranews Алексея Безбородова, максимальный штраф может составить около 147 млн руб. РЖД с решением суда не согласна и направит апелляционную жалобу, говорит ее представитель.

Пригородный перевозчик – Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) в 2007 г. обратилась к РЖД с просьбой предоставить пути для запуска электропоезда «Экспресс», рассказывает представитель РЖД. Основанием для обращения были исследования, которые провела ЦППК: по ее данным, 89% пассажиров, которые ездят по маршруту Москва – Серпухов, предпочитают ускоренные поезда, 83% готовы доплачивать. РЖД обязана принимать все запросы перевозчиков на предоставление инфраструктуры, подчеркивает представитель компании: пропускная способность на курском направлении не позволяет добавить поезд утром, поэтому РЖД предложила ЦППК заменить на экспресс одну из стандартных электричек. В 2012 г. РЖД еще раз опросила пассажиров: 91,3% высказались против обратной замены ускоренного поезда на электричку.

С 2011 г. тарифы для пригородных пассажирских компаний устанавливают регионы, а государство возмещает перевозчику выпадающие от регулирования доходы. В 2012 г. в федеральном бюджете на компенсации предусмотрено 25 млрд руб. Получая субсидии, РЖД ставит в час пик вместо более дешевых электричек экспрессы, сетует предправления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: «У пассажиров должен быть выбор: цена или скорость».