Деньги на взлет

Объединяющиеся авиакомпании «Татарстан» и «Ак барс аэро» надеются получить финансирование из Российского фонда прямых инвестиций

Вчера на IV международном саммите «Экономическое сотрудничество России и стран Организации исламского сотрудничества» (Kazansummit) Татарстан подписал соглашение с Российским фондом прямых инвестиций и Агентством стратегических инициатив о поддержке новых проектов. Речь идет о семи проектах на сумму около $1 млрд (31 млрд руб.), уточнил на саммите гендиректор фонда Кирилл Дмитриев. Один из них – поддержка объединяющихся АК «Татарстан» и «Ак барс аэро». «Мы смотрим на авиалинии [Татарстана], потому что верим, что пассажиропоток будет расти, а Татарстан сможет стать транспортным хабом», – сказал «Ведомостям» Дмитриев. Он не уточнил, когда и какую сумму могут получить авиакомпании: фонд еще не решил, какие именно проекты профинансирует в этом году, но их будет 2–3.

Гендиректор АК «Татарстан», бывший заместитель генерального директора по стратегическому развитию «Ак барс аэро» Аксан Гиниятуллин рассказал на саммите, что проекту требуется 3 млрд руб. Сейчас «Ак барс аэро» располагает финансированием в объеме 4,5 млрд руб. – финансовый лизинг Royal Вank of Scotland, GECAS и Lloyd и кредиты «Ак барс банка», сообщил Гиниятуллин «Ведомостям».

По словам Гиниятуллина, «Ак барс аэро» рассчитывает стать крупнейшей авиакомпанией Поволжья. Базовые аэропорты компании будут в Казани и Бугульме, она будет эксплуатировать 15 региональных самолетов CRJ-200, развивать бизнес-авиацию и вертолетные перевозки. Планируется вывести из парка пять Boeing-737. «Мы пересаживаемся на Airbus-319. Сейчас речь идет о приобретении в операционный лизинг двух Airbus-319, два уже закуплены. До 2015 г. их количество будет доведено до 10», – говорит Гиниятуллин.

Объединение АК «Татарстан» и «Ак барс аэро» может завершиться к концу июня 2012 г., продолжает Гиниятуллин. Холдинг «Ак барс» купит 100% акций ЗАО «Татаэро», которое владеет АК «Татарстан».

Эксперт ИФК «Солид» Эльвира Малахова считает проект «Ак барс аэро» привлекательным для инвесторов («рынок региональных перевозок имеет хороший потенциал роста»). По ее мнению, это могут быть и Российский фонд прямых инвестиций, и татарстанские крупные промышленные холдинги. Директор по управлению активами инвесткомпании «Трейд-портал» Николай Солабуто считает, что у частных организаций деньги искать практически бесполезно («создание транспортного хаба – задача государственного уровня»). Государство должно и может осуществлять «государственное предпринимательство», срок окупаемости которого – 50–60 лет», говорит он.