Ориентиры: Деньги и полномочия

Модная тема слияния регионов обсуждается с этого года в новом формате: при сохранении административных границ высокие договаривающиеся стороны активно перетягивают финансовые потоки.

Уплата налога на доходы по месту жительства стала предметом дискуссий на самом высоком уровне. Если эта поправка в Налоговый кодекс пройдет – Московская и Ленинградская области начнут зарабатывать на «маятниковой» миграции. А обе столицы, наоборот, потеряют серьезные деньги.

По данным администрации Ленобласти, на работу в Петербург из области ежедневно ездят примерно 200 000 человек. Сумма подоходного налога за год составляет более 9 млрд руб. В Московском регионе цифры посерьезнее: по некоторым данным, в столице трудоустроено примерно 3 миллиона «иногородних». Если порядок уплаты НДФЛ изменится, то в Московской области ежегодно будет оставаться около 70 млрд руб.

На совещании в Истре, где искали пути решения жилищной проблемы, министр Эльвира Набиуллина заявила: «В правительстве обсуждается вопрос о том, чтобы налог на доходы физических лиц уплачивался не по месту работы, а по месту жительства. Законопроект проходит обсуждение ко второму чтению». Такой законопроект еще в апреле 2011 г. внес Курултай Башкортостана. Более 100 000 башкирцев работают вахтовым методом, бюджет республики недополучает около 5,5 млрд руб. в год.

Понятно, что новую налоговую схему активно поддерживает подмосковный губернатор Сергей Шойгу: ему еще предстоит разбираться с колоссальными долгами Московской области, и дополнительный источник доходов был бы кстати. Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков эту идею высказывал неоднократно, а в 2008 г. даже официально обращался к президенту с просьбой «провести в Ленобласти налоговый эксперимент». Тогда его не поддержали.

Что изменилось? Стало очевидно, что в существующей системе межбюджетных отношений муниципалитеты первого уровня (за редким исключением) остаются нищими, могут существовать лишь за счет регулярных дотаций. Хотя у них есть ключевой ресурс – земля. До конца 2012 г. ОМСУ обзаведутся генпланами и схемами территориального планирования и смогут этим ресурсом распоряжаться, передавая участки под жилую застройку.

Например, генплан Заневского СП (отклоненный губернатором Сердюковым) предусматривает увеличение численности населения с 6000 до 118 000 жителей. Чтобы обеспечить этот рост, область должна дополнительно построить 20 школ, 24 детсада, больницу и поликлинику. В Аннинском СП население поселка Новоселье планируют увеличить с 7000 до 70 000 человек. Предстоит возвести 15 школ, 18 детских садов, больницу и поликлинику. Вице-губернатор ЛО Григорий Двас недавно заявил, что органы МСУ в некоторых поселениях «дают разрешение на строительство громадных жилых комплексов, в которых в самое короткое время могут появиться тысячи обманутых дольщиков».

У муниципалов – другая позиция. Вот что говорит глава Аннинского СП Игорь Кулаков: «В 2010 г. мы утвердили генплан для поселка Новоселье; 620 га сельхозземель включены в земли поселений. Только за счет налогов доходная часть муниципального бюджета увеличилась с 20 млн до 30 млн руб. Мы считаем, что здесь можно реализовать проект комплексного развития территории – возвести примерно 1,5 млн кв. м жилья, в перспективе с ростом населения до 50 000 человек. На помощь из областного бюджета для обеспечения новостроек объектами соцкульбыта мы не рассчитываем». В Новоселье получены техусловия от монополистов, в этом году заканчивается проектирование головных источников энергообеспечения. 620 га – это вдвое больше, чем крупнейший комплексный петербургский проект «Северная долина». 500 га на территории Новоселья – в собственности у НИИ гидротехники и мелиорации, который возглавляет Игорь Кулаков.

В ближайшие два года в регионах будет введен единый налог на недвижимость, в процентах от рыночной стоимости. И тот, кто успел затащить к себе строителей и развернуть возведение нового жилья, может рассчитывать на новые финансовые поступления в будущем.

Агломерации вокруг мегаполисов уже формируются по факту хозяйственной жизни, центр может ускорить или замедлить этот процесс (например, урезая финансирование дорожного строительства), но не в силах его остановить.

Недавно в Высшей школе менеджмента СПбГУ прошла дискуссия, посвященная формированию Ленинградской агломерации. Алексей Сергейчук, специалист областного комитета по экономике и инвестициям, несколько обиженно заметил, что координация планов между городом и областью существует, но городские чиновники нередко воспринимают область как объект договоренностей, а не субъект. А уж для того, чтобы руководители Петербурга осознали, что им теперь придется договариваться с даже не равным по рангу начальником, а с многочисленными муниципалитетами (с тем же Кулаковым), – должна произойти революция в мозгах. Тем не менее расклад сил на рынке меняется. И ведущую роль в переменах начинают играть областные муниципалитеты.

Примеры эффективной координации есть. Один из них привел руководитель департамента «МКД Партнер» Вадим Филиппов: недавно Координационный совет Петербурга и Ленинградской области одобрил программу развития транспортной системы двух субъектов РФ до 2020 г. («МКД Партнер» выступал в роли консультанта). Документ готовился полгода, его реализация потребует колоссальных затрат; только в этом году на строительство и реконструкцию дорожной сети понадобится 340 млрд руб., а до 2020 г. – 1 трлн руб. Правда, программу еще предстоит утвердить в федеральных министерствах.

Строительство новых трасс (или реконструкция старых) практически немедленно запускает механизм освоения территорий под застройку. Стихийное наступление многоэтажных кварталов началось и не признает административных границ.