Столкнулись с препятствиями

Весенняя распутица и борьба российских таможенников с польскими брокерами создали серьезные проблемы для российских автоперевозчиков

Введенные Росавтодором традиционные весенние ограничения для проезда тяжелых грузовиков в этом году затронули сразу 78% федеральных трасс. На «запретных» участках местные власти могут своими решениями в интервале с 1 апреля до 25 июня на один месяц ограничить движение грузовиков. Так как в разном регионе выбирается разный временной интервал, получается, что в течение почти трех месяцев часть важных российских магистралей закрыта для грузовиков, объясняли «Ведомостям» перевозчики.

Ограничения не касаются перевозки продовольственных товаров, медицинских грузов, сельхозудобрений и топлива для посевной. Грузовики с другой продукцией ездить по закрытым дорогам могут, если заплатят компенсацию. Она очень высока – превышение допустимой осевой нагрузки на 10% эквивалентно 5260 руб. в пересчете на 100 км.

Предельная нагрузка на ось устанавливается Росавтодором отдельно для каждого участка, например, на трассе Москва – Санкт-Петербург действуют ограничения в 5–8 т на ось. С учетом компенсаций в среднем цена перевозки возрастает втрое, что не по карману заказчикам, поэтому разрешения покупают не все, рассказывал «Ведомостям» директор по экспедированию «Рольф-лоджистик» Виктор Крачковский. Если автомобиль без разрешения будет задержан, с водителя возьмут штраф в 2000–2500 руб., а с транспортной компании – 400 000–500 000 руб.

Перевозчики автомобилей жаловались, что из-за ограничений практически встанут поставки новых автомобилей: если другие грузы можно перевозить на менее тяжелых автомобилях, то даже у пустого автовоза нагрузка на ось выше, чем максимально допустимая на трассе Москва – Санкт-Петербург. Из-за компенсаций перевозки весной становятся экономически нецелесообразными, признавался председатель правления Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Райнер Хартманн. Ассоциация в марте обратилась к вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой повысить уровни разрешенных нагрузок и снизить размер компенсации. Официального ответа на свое обращение АЕБ не получила.

Обещанного коллапса на рынке грузоперевозок, в том числе доставки автомобилей, не случилось, хотя издержки логистических компаний существенно выросли. Выплата компенсаций увеличит стоимость рейса по маршруту Москва – Санкт-Петербург в 5–6 раз, подсчитали в марте в компании «Тойота мотор». 

Для автовозов в этом году опять сделали послабления – по закрытым трассам обычно удается проехать без штрафов, признался «Ведомостям» менеджер компании-автопроизводителя. Он считает, что это связано с негласным разрешением от Росавтодора – ведь если штрафовать всех перевозчиков, встанут автомобильные заводы, а до этого доводить не хотят. «Но все же хотелось бы решить вопрос в законодательном поле, а не возить автомобили украдкой», – говорит собеседник «Ведомостей».

Чиновник Росавтодора отмечает, что ведомство требует соблюдать все правила, если факт нарушения будет доказан, транспортная компания понесет наказание.

Не те бумажки

Весенняя распутица – не единственная проблема российских перевозчиков.

С мая значительно усилился технический контроль российских перевозчиков на польской границе, что приводит к задержкам в поставках, рассказывает Леонид Шляпников, гендиректор ОАО «Совтрансавтоэкспедиция». Это ответ польской стороны на федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 31-ФЗ, усиливший контроль за иностранными перевозчиками в России, объясняет он. Закон, действующий с мая, требует обязательного наличия у европейских перевозчиков трехстороннего транзитного разрешения на перевозку международных грузов. Раньше польские перевозчики могли ввозить грузы в Россию по двусторонним разрешениям. Решение российских властей идет вразрез с традиционными логистическими схемами: по законам ЕС оформление грузов на экспорт может производиться в любой из стран союза, объясняет Андрей Брашкин, заместитель гендиректора «Совтрансавто». Польская ассоциация международных грузоперевозчиков уже заявила, что с помощью нового закона власти России пытаются предоставить преференции российским перевозчикам и вытеснить 180 000 польских грузовиков с рынка доставки грузов из ЕС в Россию. 

«Подозрения польских перевозчиков ничем не обоснованы, изменения в регулировании были введены, так как польские брокеры часто подделывали двусторонние разрешения, указывая, что товар загружен в Польше», – сказал «Ведомостям» чиновник Федеральной таможенной службы (ФТС). Это искажало информацию о реальной структуре импорта, говорит он.