В главных ролях: Диктатура чиновников


ООО «Уралсиб кэпитал»

Инвестиционная компания. Единственный участник – ОАО «ФК «Уралсиб» (основной владелец – Николай Цветков). Финансовые показатели (2010 г.): выручка – 69,8 млрд руб., чистая прибыль – 65,9 млн руб., собственные средства (на 31 марта 2012 г.) – 554,8 млн руб.

Новому правительству необходимо сосредоточиться на решении ряда ключевых задач, многие из которых представляют собой хорошо известные застарелые проблемы российской экономики. Эти задачи не были решены в прошлом и теперь вновь стоят на повестке дня.

Во-первых, России необходимо уйти от сырьевой зависимости. Есть достаточно распространенный миф о том, что дорогая нефть способствует росту российской экономики. Это на самом деле не так. Дорогая нефть, безусловно, улучшает ситуацию с бюджетом и помогает выполнять социальные обязательства государства в полном объеме. Однако дорогая нефть оборачивается замедлением экономического роста в развитых странах, прежде всего в Европе. Европа более чувствительна к росту цен на нефть, чем США, поскольку в США есть большие собственные запасы нефти, а инфраструктурные ограничения позволяют поддерживать более низкие цены на нефть WTI по сравнению с нефтью Brent.

С другой стороны, европейские проблемы через 2–3 месяца оборачиваются для нас рядом неприятностей. Эти неприятности связаны с усилением оттока капитала, увеличением дефицита ликвидности. Кроме того, замедление европейской экономики приводит к снижению спроса на сырьевые товары (которые составляют основу нашего экспорта в Европу) и оказывает давление на мировые цены. Поэтому рост цен на нефть выше определенного уровня приводит к замедлению сначала европейской (с лагом в шесть месяцев), а потом и российской экономики (с лагом около девяти месяцев).

Таким образом, имеет смысл говорить о том, что для России существует «комфортный» коридор цен на нефть. Условно это диапазон от $90–120 за баррель. Поэтому нельзя строить стратегические планы развития страны, в том числе бюджетную политику, исходя из постоянного роста цен на нефть. Я абсолютно убежден, что при сохранении сырьевой модели экономики Россия может расти не более чем на 3% в год, что не позволит стране занять достойное место в мировой экономике и геополитике.

Во-вторых, Россия должна существенно улучшить качество инвестиций в основной капитал, которые в значительной мере растут за счет инвестиций крупных государственных предприятий. Это прежде всего предприятия ТЭКа. К сожалению, темпы роста инвестиций в секторах, где доминируют частные предприятия – обрабатывающая промышленность, торговля, недвижимость, строительство, услуги и ряд других, – существенно отстают от среднего по экономике. В отношении инвестиций малого бизнеса стоит отметить, что если в среднем по экономике капитальные инвестиции в прошлом году выросли на 8,3%, то – в соответствии с нашими расчетами – рост инвестиций в малом бизнесе составил 3%.

Для стимулирования инвестиций частных предприятий, включая малый бизнес, нужно усиливать прежде всего мотивацию к ведению бизнеса, для чего надо снижать налоги на бизнес. Повышение налоговой нагрузки с начала 2011 г., вызванное ростом отчислений страховых платежей, очень сильно отразилось на доходах от предпринимательства, что видно прежде всего при рассмотрении динамики незарплатных доходов, доходов от бизнеса. С одной стороны, рост зарплат поддерживается за счет госрасходов, а с другой стороны, доходы от ведения бизнеса сокращаются, что снижает возможности частного бизнеса по ускорению роста российской экономики. Соответственно, текущий уровень налоговой нагрузки на бизнес – это действительно большая проблема, и налоги нужно снижать. Налоговый маневр, о котором столько говорилось в последнее время, должен сопровождаться снижением общей нагрузки на экономику.

При обсуждении налогового маневра звучат разные предложения, в том числе предложения о переносе части налоговой нагрузки с бизнеса и инвестиций на потребление и рентные платежи. Эти предложения имеют серьезные недостатки, которые связаны с тем, что перенос налоговой нагрузки на потребление ведет к сжатию потребительского спроса. Поскольку именно внутренний спрос является мотором роста российской экономики, то сжатие спроса негативно отразится на темпах роста. Предприятия, с одной стороны, получат больше ресурсов для производства и инвестиций, но, с другой стороны, столкнутся с ограничениями со стороны спроса, что не позволит им наращивать производство. Поэтому эффект от такого налогового маневра далеко не очевиден – возможно, мы получим даже худший результат.

Необходимость снижения налоговой нагрузки приводит к неизбежному поиску внутренних резервов за счет кардинального повышения эффективности бюджетных расходов. Для этого есть ряд хорошо зарекомендовавших себя механизмов – в частности, оценка эффективности государственных программ, которая уже достаточно долго проводится на Западе. Новому правительству нужно максимально быстро переходить к программному бюджетированию, но при этом ключевым моментом является вопрос, кто и как будет оценивать эффективность. Просто формальный переход на программное бюджетирование сам по себе проблему низкой эффективности госрасходов не решит – постатейное бюджетирование станет «попрограммным» – ничего мы тут не поменяем. Для оценки эффективности возможно создание нового государственного института, возможна и оценка негосударственными экспертными группами, но в любом случае оценка должна быть независимой.

Другим ключевым направлением работы нового правительства должно стать проведение глубоких институциональных реформ. Наиболее злободневные цитаты, которые характеризуют положение бизнеса в России, звучат так: «Получить лицензию без взяток нельзя. Если завтра у чиновников изменятся их планы, то мои не стоят ровным счетом ничего». Бизнес не чувствует защищенности от действий чиновников. Все услышанное мною при общении с реальным бизнесом наводит на мысль, что в значительной степени наше государство представляет собой диктатуру чиновников, а из диктатуры одного класса ничего хорошего никогда не выходило. Диктатуру чиновников нужно кардинально менять. И без этого все проблемы российской экономики в очередной раз окажутся нерешенными.