В главных ролях: Старые грабли для нового правительства


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ)

Государственное образовательное учреждение. Финансовые показатели (2011 г.): доходы – 8,8 млрд руб., расходы – 7,7 млрд руб. Учрежден в 1992 г. Обучение ведется на 15 факультетах. В рамках НИУ-ВШЭ действует 11 научных центров, 20 научно-исследовательских институтов, 20 научно-учебных лабораторий. Имеет кампусы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми. Количество студентов в 2011 г. – 17 177 человек. Сумма государственных контрактов (2011 г., данные «СПАРК-Интерфакса») – 2,16 млрд руб.

Правительство вновь, как и четыре года назад, разрабатывает долгосрочные планы развития российской экономики при чрезвычайно благоприятной внешней конъюнктуре – это создает у его руководства иллюзию, что построение диверсифицированной и быстро растущей экономики не за горами.

Однако экономического роста в 5–6%, а тем более в 7–8% в ближайшие годы не будет. При сохранении сложившейся структуры экономики, нынешнем уровне конкурентоспособности российских товаров на внутреннем рынке и сырьевой структуре экспорта, при стабильных в реальном выражении ценах на нефть темпы роста ВВП будут постепенно затухать с нынешних 3–4% до 2–3% роста ВВП в год, периодически сопровождаясь девальвацией, необходимой для выравнивания платежного баланса. Чтобы темпы роста держались на уровне 4–4,5% в год в долгосрочном периоде, необходим соответствующий рост производительности плюс компенсирующее негативные изменения в демографии вовлечение в занятость экономически неактивного населения (пенсионеров, инвалидов, домохозяек).

Эксперты много спорят о том, какой вариант политики лучше, а избранный президент обещал все их проводить одновременно: и промышленную политику в отдельных, ориентированных на экспорт и импортозамещение секторах, и политику по общему улучшению инвестиционного климата и развитию конкуренции, и, наконец, политику, опирающуюся на инвестиции в человеческий капитал.

В нынешних условиях для российской власти наиболее заманчив первый вариант, поскольку он базируется на привычных российским властям механизмах перераспределения и ручного управления экономикой. Обычно в качестве успешного опыта такой политики приводят Южную Корею и Китай. Однако и в том и в другом случае государственная поддержка оказывалась предприятиям, имеющим важнейшее конкурентное преимущество – дешевую и высокомотивированную рабочую силу. И что не менее важно, прогрессивные устремления авторитарных руководителей этих преобразований в целом вызывали у общества доверие... Даже в отсутствие этих преимуществ локальные успехи возможны и в России. Правда, опираться они будут не столько на правильную оценку перспективных рыночных ниш и тенденций развития технологий, сколько на отдельных добросовестных менеджеров-энтузиастов, которым удастся преодолеть и негативный отбор, и сопротивление институциональной среды.

Политика, направленная на привлечение частных инвестиций, скорее всего, будет носить ограниченный характер. Законодательная расшивка отдельных проблем возможна, но ждать больших изменений в правоприменительной практике не стоит.

Инвестиции в развитие человеческого капитала – политика, наиболее подходящая для страны, в которой доступный уровень доходов уже не позволяет обеспечить конкурентоспособность в производстве массовой продукции. В отличие от промышленной политики успешных примеров функционирования систем образования и здравоохранения и науки в мире больше, поскольку эти сферы традиционно являются прерогативой общественного сектора. Специфика России в том, что она до сих пор страдает от советского наследства, предполагающего раздутые штаты малооплачиваемых сотрудников. Практика добровольного медицинского страхования показывает, что и в России конкурентный уровень оплаты труда и конкуренция учреждений позволяют обеспечивать лучшее качество услуг. Основной риск состоит в том, что государство будет относиться к этой политике как к социалке: увеличит расходы, но не включит механизмы позитивного отбора кадров и учреждений.

Даже без роста по 5–6% в год бюджетные обещания реально выполнить при условии роста цен на нефть в ближайшие шесть лет по $8–9 в год, при этом ненефтегазовый дефицит в размере 8–10% ВВП будет сохраняться.

А вот при стабильно высоких ценах на нефть (около $100 в ценах 2011 г.) проблем у бюджета будет предостаточно. Достижение необходимого уровня доходов требует постепенного замещения объемов нефтегазовых доходов, сокращающихся относительно ВВП, адекватной величиной ненефтегазовых поступлений. Для этого необходимо либо повышение ставок основных налогов выше запланированных на ближайшие три года уровней, либо введение новых налогов, либо радикальное улучшение собираемости по основным налогам.

Хотя уровень налоговой нагрузки в России относительно ВВП не является запредельным, он воспринимается как избыточный, потому что у нас формально работодатели – плательщики социальных отчислений от фонда оплаты труда. В других странах социальный налог уплачивается на паритетной основе либо самими работниками. Кроме того, субъективно налоговая нагрузка воспринимается как избыточная из-за высокого «коррупционного налога». Возможности повышения налоговой нагрузки на население (как в виде прямых налогов – на имущество, на роскошь, так и в виде косвенных – акцизы) выглядят более рациональными. Однако, принимая эту альтернативу, правительство столкнется с риском нарастания социальной напряженности.

Пенсионная система России в ее сложившемся виде ежегодно генерирует дефицит, при этом его масштабы мало зависят от макроэкономических показателей.

Публично принятые обязательства по повышению уровня оплаты труда работников общественного сектора в образовании, здравоохранении, науке, культуре при прочих равных условиях привязаны к динамике средней зарплаты в экономике и, соответственно, будут нарастать вместе с ростом ВВП. Реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и силовиков обеспечило увеличение размера их доходов относительно средней зарплаты в экономике. Проблема в том, что, хотя численность занятых в бюджетной сфере и силовых структурах в России по всем международным меркам является завышенной, в правительстве не чувствуется достаточной решимости к сокращению неэффективной занятости в этих секторах по причинам социального и политического характера.

Финансирование государственных инвестиций, в том числе через «Олимпстрой», Корпорацию развития Сибири и Дальнего Востока, госзакупки в гражданской сфере и оборонном заказе, учитывая заявленные приоритеты, вряд ли будет уменьшено, несмотря на то что они сталкиваются с хронически высокой долей коррупционной составляющей и неэффективностью.

Не вполне понятно, каким образом в этих условиях будет выполнена установка выхода на бездефицитный бюджет к 2015 г., если цены на нефть не вырастут, и на этот вопрос правительству все-таки придется однозначно ответить.