Дорогой радар не нужен

Попытка Азербайджана повысить для России арендную плату за радар в Габале с $7 млн до $300 млн может привести к тому, что Россия откажется от этой станции

Минобороны России разочаровано позицией Азербайджана в переговорах о продлении аренды радара системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Габале, сообщил человек, близкий к руководству военного ведомства. Повышение годовой арендной платы в несколько десятков раз (с $7 млн до $300 млн) и короткий срок аренды (три года вместо предлагаемых Россией 10–15 лет) делают аренду этой принадлежащей Азербайджану станции бессмысленной, поскольку она нуждается в модернизации, а запрошенная сумма годовой аренды – это стоимость строительства двух новых современных радиолокационных станций (РЛС) типа «Воронеж-ДМ» аналогичного назначения в России. Поэтому, если позиция азербайджанской стороны не изменится, Россия не станет продлевать аренду и выведет свой персонал из Габалы после истечения нынешнего 10-летнего договора аренды этой станции, заключенного в 2002 г. Переговоры о продлении аренды радиолокатора ведутся Россией и Азербайджаном с конца прошлого года. Представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев отказался комментировать позицию руководства Минобороны России, указав только, что переговоры по аренде радиолокационной станции продолжаются на уровне экспертов. Представитель Минобороны России также воздержался от комментариев.

В странах СНГ многие до сих пор считают, что старые советские радары СПРН очень важны для России и поэтому на них можно заработать, при этом там не осознают прогресс в создании радаров нового поколения, говорит замдиректора Института актуальных международных проблем Дипломатической академии Иван Сафранчук. Кроме того, Баку надеется за счет неуступчивой позиции в отношении России заработать очки у западных стран, считает эксперт. И наконец, сама Россия еще несколько лет назад предложила использовать габалинский радар в проектах совместной европейской противоракетной обороны и тем самым повысила политическое значение станции, поэтому у Азербайджана могло создаться впечатление большой ценности этой установки для Москвы, полагает Сафранчук.

С точки зрения задач обеспечения военной безопасности России направление, за которое отвечает радар в Габале, может быть перекрыто новым радаром в Армавире, который Россия в 2008 г. тоже предлагала для использования в ЕвроПРО, говорит чиновник Минобороны, поэтому незаменимой политической или военной ценности эта РЛС для Москвы не представляет.