Деньги: Черные вторники для операторов


ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС)

Основной акционер – АФК «Система» (53%). Капитализация (NYSE) – $17,3 млрд. Выручка по US GAAP в 2011 г. – $18,8 млрд, чистая прибыль – $1,4 млрд. Абонентская база на конец 2011 г. – 106,07 млн пользователей мобильной связи.

Хочется рассказать о том, что является непосредственным продолжением или, может быть, следствием тех революционных изменений, тех потрясающих цифр статистики, о которых только что говорил мой коллега [Арун Бхикшесваран]. Для нас, операторов, это и новые возможности, и новые проблемы.

Прежде всего, это, конечно, развитие сервисов и услуг, которые основываются на тех сетях, которые мы предоставляем абонентам сами. Сейчас большинство услуг имеет другую форму и оказывается поверх наших сетей третьими игроками – такими как Google, Apple, всевозможные видеопорталы и т. д. Для них мы придумали такую аббревиатуру – OTT-игроки, т. е. те, кто оказывает услуги поверх существующих сетей общего пользования.

Естественно, что с ростом возможностей наших сетей существенно растет и трафик, который они передают, и возникают новые возможности для новых OTT-приложений.

Согласно прогнозам, к 2016 г. трафик в мобильных сетях вырастет в 18 раз, трафик видео – в 25 раз, а доля видео в нашем трафике превысит 70%. Уже сегодня, если смотреть статистику развитых рынков, мы видим, что OTT-сервисы формируют свыше 40% всего мобильного трафика.

Вы знаете, наверное, что по вторникам приходят обновления Windows Update. Для пользователей Windows это приятный момент – за те же самые деньги они получают что-то новенькое. А для операторов каждую неделю – это черный вторник. И таких примеров, которые возникли в силу этой своеобразной бизнес-модели OTT-игроков, очень много.

Здесь процесс идет с двух сторон. С одной стороны – есть огромное большинство пользователей, не довольных пропускной способностью сети, у которой медленно открывается страничка, медленно обновляется Facebook и Twitter. С другой стороны – всего 1% абонентов МТС формирует 52% трафика. Это уже даже не «золотой миллиард», а что-то более чудовищное. И создать инфраструктуру, создать сеть, которая для нас, как для оператора, работающего на массовом рынке, позволила бы обеспечить положительный клиентский опыт для всех людей, а не только для этого одного процента, – задача достаточно нетривиальная и затратная.

Существуют разные подходы к решению этой задачи. Скажем, в фиксированных сетях время, когда эта ситуация приведет к тупику, более отдаленно. Кроме того, и сами технологии фиксированного доступа тоже развиваются. Сейчас в Москве, в МГТС, мы заменяем медные линии, и к 2014 г. у нас по оптоволокну будет подключено 4 млн домохозяйств. И это открывает нам перспективу наращивания пропускной способности сети на многие годы вперед.

Но в мобильном бизнесе это дается ценой огромных, колоссальных инвестиций. Последние несколько лет мы инвестируем свыше 20% выручки в развитие сетей третьего поколения (в перспективе, наверное, будут и сети четвертого поколения). Мы надеемся, что за счет инфраструктуры, которую мы в третьем поколении создали, наше CAPEX/sale ratio (отношение объема вложений в инфраструктуру к объему продаж компании. – «Ведомости») будет постепенно уменьшаться. Но тем не менее это огромные инвестиции, которые позволяют нам просто поддерживать тот же самый уровень клиентского опыта, хотя и с новой пропускной способностью.

Кроме того, в мобильном бизнесе есть и чисто физический предел выделенных частот. Для мобильной связи ценен только определенный, достаточно узкий диапазон в спектре радиоволн. И в этих условиях мы считаем необходимым более эффективное управление трафиком, более эффективное использование пропускной способности сетей. Многие европейские страны уже имеют решение проблемы. Регулирование там основывается на принципах нейтральности и прозрачности. Россия в этом отношении в серой зоне – не запрещено, но и четко прописанных нормативных актов нет. Нам же хотелось бы получить законодательство, которое ограничивало бы наши аппетиты, потому что этот процесс может идти бесконтрольно и дальше.