Деньги: Не приплюсовывать, а объединять услуги


Я хочу рассказать о том, какой нам видится наша телекоммуникационная отрасль в перспективе.

Telekom Austria Group

Акционеры: государство в лице Österreichische Industrie Holding (28,42%), RPR Privatstiftung (20,118%), остальные акции – в свободном обращении. Капитализация – 3,55 млрд евро. Выручка в 2011 г. – 4,45 млрд евро, чистый убыток – 252,8 млн евро.

Для начала позвольте коротко рассказать, что представляет собой наша компания. Мы работаем в восьми странах, в основном в Восточной Европе. Начали работу с австрийского рынка, потом вышли на рынок балканский, а затем пришли в Белоруссию.

Начинали мы с мобильного бизнеса, но сейчас идем путем конвергенции. Как и почему мы приняли это решение? У нас около 23 млн абонентов из общего населения в 41 млн человек. Можно сказать, что в Австрии мы являемся важным, якорным игроком – как в мобильном, так и в стационарном сегментах. В Сербии и Македонии начинали с нуля, а сейчас стали там игроком № 2 и № 3 соответственно. В целом за пять лет, мне кажется, мы достигли очень больших успехов.

Мы верим, что в нашей отрасли проще всего добиться успеха, если ты большой игрок, поэтому мы сильно вкладываемся как раз в ускорение роста. Вот, скажем, в прошлом году увеличили свою абонентскую базу с 19 млн до 20 млн человек. И это только мобильная база. Нам, на мой взгляд, удается объединять две свои абонентские базы в фиксированном и стационарном сегментах.

Мы всегда верили в важность инновационной работы. Коллеги из Orange и Telenor уже говорили, что мобильные платежи – очень интересная тема. Мы этим начали заниматься достаточно давно – еще лет 10 назад придумали, как использовать sms для оплаты проезда в автобусе, за парковку и т. д. И до сих пор эти услуги пользуются спросом, хотя сейчас мы понемногу переходим уже на другую технологическую базу, непосредственно на базу NFC (нужно же ускорять проведение этих транзакций). В общем, хронология показывает, что мы старались не отставать от развития новых технологий и в некоторых областях запустили их первыми в Европе или даже в мире.

В 2007 г. мы вышли на рынки Белоруссии, Сербии и Македонии. В Белоруссии купили игрока «Велком», а в Македонии и Сербии создали новые компании. Мы стали одними из первых, кто начал вкладываться в развитие мобильного ШПД. Еще в 2006 г. мы стали предлагать услуги HSDPA (технология высокоскоростного пакетного доступа по входящему каналу. – «Ведомости»), и с того момента начала понемногу расти наша абонентская база. Причем не только она, но и трафик. Сейчас, если я не ошибаюсь, сама по себе база выросла на 100% за один год. И 3–4-кратный взлет смартфонов за тот же промежуток времени, конечно, сильно поможет нашему росту в дальнейшем.

Предложение услуги как мобильной, так и фиксированной связи позволяет, с одной стороны, предлагать целостные пакеты услуг клиентам, а с другой – повышает нашу собственную эффективность. Как и многие другие операторы фиксированной связи, мы столкнулись с определенным оттоком пользователей в фиксированном сегменте. И это нас еще больше подтолкнуло в объятия конвергенции, к мысли, что нужно предлагать триединые или четыреединые услуги, а не просто добавлять интернет, мобильную телефонию и телевидение в один пакет.

Необходимо участвовать в инновационных процессах, полезно экспериментировать с новыми технологиями. Практически всегда новые технологии дают возможность зарабатывать не «вместо», а «помимо» уже существующих видов выручки.

Классическая бизнес-модель телекоммуникационной компании предполагает в первую очередь оптимизацию сети, оптимизацию каналов доступа. И, как уже говорили представители Telenor, обеспечение стабильности и надежности является очень важным, особенно если вы беретесь еще и за финансовые услуги. В этом случае вы просто не можете позволить себе подвести клиентов, не оправдать их ожидания по безопасности. Это требует не просто хорошего – высочайшего качества от вашей сети.

Мы уже занимаемся NFC-платежами. А теперь решили очень активно работать еще и в сегменте M2M (machine-to-machine, т. е. межмашинного обмена данными). По разным прогнозам, речь может идти о 20–50 млрд sim-карт к 2020 г. И не случайно речь идет о том, что заметная часть доходов телекоммуникационных компаний будет именно в сегменте M2M. Мы решили структуру, которая будет действовать на рынке M2M, выделить в отдельное подразделение, фактически превратив этот проект в стартап. В итоге мы предлагаем на существующей базе очень мощные платформы и привлекательные современные услуги своим клиентам, причем в разных областях.

В частности, у нас есть разработанная для нашей хорватской компании «Вип-нет» отличная противоугонная автомобильная система. Другим нашим решением пользуются многие логистические операторы в Австрии.

Какой же вывод можно сделать? Конечно, очень важно детально все проработать. Для того чтобы предлагать такие услуги, ваша система, ваша сеть должны быть максимально надежными. Если вы конвергентный игрок, то, разумеется, сможете работать дешевле, но, с другой стороны, вам придется анализировать и контролировать больше сетевых активов. С появлением новых технологий возникают и новые бизнес-модели, будь то NFC, M2M или что-то еще. В каждом из этих сегментов формируются различные ожидания клиентов. Их нужно учитывать, а там, глядишь, появятся и новые рынки.