Деньги: Под самым дорогим брендом

A.Rudakov/ Bloomberg

Я бы хотел рассказать вам об одной из реалий, которую мы пытаемся имплементировать на рынке России. Это проект на стыке оператора сотовой связи и банка, в каком-то смысле родственного нам, – МТС-банка.

Почему нам интересно то, о чем я расскажу? В перспективе до 2017 г. мы видим здесь очень большой потенциал. Данные нашего внутреннего исследования показывают, что если сейчас доля безналичных платежей в розничном обороте Российской Федерации составляет меньше 1/6, то в 2017 г., если сложить все цифры, она составит около половины всех платежей. Причем здесь участвуют как банковские карты, так и бесконтактные методы оплаты, такие как NFC и мобильная коммерция.

Какие активы есть у нас и у банка для того, чтобы идти в эти сегменты бизнеса?

У нас как у компании-оператора есть огромная розничная сеть – 4000 салонов. Есть самый дорогой бренд в России, под которым мы можем смело выставлять наши банковские и бесконтактные продукты, и есть, по сути, лидирующая абонентская база. Что касается банка, то это, безусловно, банковский опыт, банковская лицензия и банковское IT. Таким образом, мы преследуем общую цель – капитализацию как компании МТС, так и компании МТС-банк, но по отдельности. Мы увеличиваем ARPU наших абонентов и их лояльность, а банк получает значительное увеличение кредитного портфеля и рост своей рыночной доли.

Еще раз сошлюсь на результаты нашего внутреннего исследования. Согласно ему нет никаких сомнений, что данные продукты нужно продавать под брендом МТС, так как по категориям «надежность» и «доступность» потребители доверяют МТС как банковскому бренду. По этим критериям мы стоим на втором месте после Сбербанка.

Что мы уже запустили? С прошлого года мы начали дистрибутировать два продукта. Первый – это POS-кредиты, кредиты на покупку товаров в собственной розничной сети. Не секрет, что очень большой оборот в розничной сети идет именно за счет кредитов.

И, имея такой ресурс, мы запустили второй продукт – пластиковые карты. С одной стороны, эта карта может быть кредитной, если вам одобрен соответствующий кредитный лимит в зависимости от вашей истории. С другой стороны, если вы размещаете на ней собственные средства, то получаете 5% годовых на положительный остаток.

Эта карта будет дальше все больше и больше интегрироваться с мобильными сервисами МТС. Сегодня по этой карте действует специальная программа лояльности «МТС-бонус». То есть при всех расчетах данной картой вы получаете баллы по этой программе и в дальнейшем можете тратить их на услуги связи. Кроме того, к этой карте можно подключить услугу «автоплатеж», когда вам не нужно заботиться о регулярных пополнениях вашего мобильного счета – платежи с нее будут производиться автоматически.

Уже выпущены тестовые образцы таких NFC-карт, и в самое ближайшее время мы запустим эти карты, эмулированные на sim-картах МТС. По сути, получается, что, заменив sim-карту в телефоне, вы, с одной стороны, получите sim-карту оператора связи, а с другой – это та же банковская карта, которой вы можете управлять с мобильного телефона и осуществлять бесконтактные платежи.

Этот проект мы реализуем в партнерстве с MasterCard. И мы приглашаем к сотрудничеству все банки, которые заинтересованы в реализации данной технологии.

Как мы распределили зоны ответственности? В целом МТС взяла на себя функции маркетинга и продаж, что естественно, поскольку у нас это более сильная функция, чем в банке. Также мы взяли на себя обслуживание первой линии контактного центра. За МТС-банком, безусловно, остались IT, скоринг, разработка продуктов и вторая линия контактного центра – работа с персональными данными и финансовые расчеты.

Нашими целями в 2012 г., которых мы, без сомнения, достигнем, является преодоление барьера в выпуске 1,5 млн пластиковых карт и выдача более 300 000 POS-кредитов. Кроме того, у нас есть свои цели и по NFC-картам, и по новым продуктам, которые я не могу назвать, потому что они легко копируемы. А те KPI (Key Performance Indicators – ключевые показатели эффективности. – «Ведомости»), на которые мы будем ориентироваться при реализации этих проектов, – это кредитный портфель, количество убытков и количество активных карт.

В принципе, не составляет особой сложности выпустить на этой основе и зарплатную карту, эмулировав ее на sim-карте. Другое дело, что это несколько иной продукт. Зарплатная карта, как правило, не подразумевает каких-то больших процентов на остаток и не предполагает кредитных лимитов. Поэтому на сегодняшний момент это не является для нас приоритетом.