Технологии: Прошлые затраты обернулись выгодой

Yay/ ИТАР-ТАСС

Почему «Мегафон», почему Москва, почему Yota?

ОАО «Мегафон»

Акционеры: «АФ телеком холдинг» (50% плюс 1 акция), TeliaSonera (35,6%), Megafon Investments (14,4%). Выручка в 2011 г. (US GAAP) – 242,6 млрд руб., чистая прибыль – 43,6 млрд руб. Абонентов (к 2012 г., по AC&M-Consulting): 61,6 млн – сотовой связи, 19 млн – мобильного ШПД; Москва: 9,4 млн – сотовой связи, 276 000 – фиксированного ШПД.

Россия всегда шла, скажем так, в арьергарде мобильного телекома — если помните, GSM с 10-летним запозданием пустили, 3G сколько мы ждали, да? Сейчас реально огромное достижение свершилось: Россия — в числе первых стран, запустивших сеть 4G. Многие страны, в том числе развитые страны, еще только думают об этом. Тот же самый Китай, о котором говорят все, — ведь нет же пока у них LTE. Так что вот такое радостное событие.

Коллеги уже говорили, что в Москве огромное ограничение в стандарте 3G, в котором мы работаем, в основном по передаче данных. При том более 3 млн абонентов у нас [у «Мегафона] в Москве пользуются активной передачей данных, пакетный трафик вырос в 4,5 раза, и никакого снижения там не предвидится. Мы огромные деньги вкладываем в развитие 3G-сети, и сейчас мы, пожалуй, чемпионы по качеству в 3G, чемпионы по мобильному интернету, у нас по Москве самая большая доля рынка в передаче данных. Мы бы хотели это продолжать. Почему? Потому что мы в Москву пришли последними и за нами тянется шлейф: у «Мегафона» будто бы не очень качественная связь. Это совсем не так, но имидж остается. И нам важно быть первыми везде. Именно поэтому мы развиваем сеть UMTS 900 — тоже в этом году ее запустили. На юго-западе Московской области вообще нет 3G (там запрещено — очень строгие ограничения Минобороны). Поэтому для нас было очень важно первыми выйти на этот рынок, подтвердить статус технологического лидерства в интернете [среди операторов мобильной связи]. Конечно, сотрудничество с Yota нам позволяет это сделать, и вы все уже знаете, вчера [22 апреля] запустилась наша сеть 4G в Новосибирске, затем 10 мая — Yota, а 14 мая —«Мегафон» стартуют с ней в Москве (сейчас сеть введена в эксплуатацию.— «Ведомости»). Надо было с [Yota] оформлять MVNO (mobile virtual network operator, виртуальный оператор мобильной связи, использующий инфраструктуру другого оператора, но продающий услуги под собственной маркой.— «Ведомости»). Это наряду с появлением в стране 4G еще одно хорошее событие — что появились крупные реально работающие MVNO.

Что еще можно сказать про LTE в Москве? Здесь для LTE у нас сеть очень хорошо подготовлена, потому что мы в Москве изначально, к сожалению, были ограничены в частотах 900 МГц и строили GSM в высоком диапазоне. Тогда мы несколько проигрывали конкурентам, потому что приходилось очень близко ставить базовые станции, но теперь, когда мы выходим на диапазоны 2600 МГц (LTE), у нас естественным образом прошлые затраты обращаются в преимущество. Поэтому мы считаем, что у нас будет одна из лучших сетей не только в России, но и в мире, к этому есть все предпосылки.

Относительно емкости сети 4G, которая будет запущена. Понятно, например, что сначала все упрется в терминалы. Такого модема 4G локального, как у нас, в мире нет, он разработан специально для «Мегафона», поддерживает все стандарты, которые есть у «Мегафона» в Москве, включая UMTS 900, поддерживает FDD 2600, с которым мы с Yota работали, поддерживает наши будущие стандарты, в которых мы станем с МТС работать, — TDD 2600. На первых этапах, как говорил уже Егор [Иванов], мы не видим особых проблем, потому что будет только модемное пользование и сначала будет ограниченное количество абонентов. Но мы станем, конечно, это отслеживать и расширять сеть. Второй момент — «тяжелые» абоненты, которые много качают (и, например, пытаются видео качать по 3G), начнут уходить потихонечку. Начнется миграция в 4G, сеть 3G будет освобождаться — ее емкость начнет увеличиваться, а качество услуг в ней улучшаться. Учитывая масштабы сети, наш абонент может быть в сети 4G, потом, так сказать, бесшовно перейти в сеть 3G и качество связи в последней может даже повышаться, поскольку не будет так сильно падение скорости в сети 3G, как сейчас, например, в час пик. В общем, над всем этим мы работаем. Сеть 3G мы тоже сначала строили — видели, что не очень большой трафик, потом он пошел лавинообразно, потом мы начали увеличивать сети, развивать емкость. Это стандартные процессы у нашей компании: мониторинг трафика и принятие решений как в коммерческой, так и в технической политике.

Исправленная версия