Деньги: Способы повысить доходность у российских операторов еще есть


A.T. Kearney

Международная консалтинговая компания. Основана в Чикаго в 1926 г. Оказывает услуги по управленческому консалтингу, имеет 57 офисов в 39 странах. С 1992 г. работает в России.

В своем выступлении я постараюсь оценить привлекательность российского рынка в целом, ответить на вопрос о том, что нас ждет далее на этом рынке и, наконец, какими способами современные операторы могут повысить свои доходы на рынке как фиксированной, так и мобильной связи.

Если говорить о росте ARPU, то, согласно данным за последние шесть лет, он был достаточно низкий. С другой стороны, по отчетности российских операторов мы знаем, что, в принципе, уровень доходности у них очень и очень приличный. Разумеется, они все говорят о низком ARPU, но маржа у них все равно остается достаточно высокой, даже в сравнении со странами Восточной Европы.

Что еще бросается в глаза? Скажем, в плане объема мобильного трафика российский рынок по сравнению с другими странами Восточной Европы немного отстает в расчете на одного пользователя. Это, по нашему мнению, объясняется достаточно поздним запуском 3G-сетей в России. С другой стороны – и затраты российских операторов оказываются чуть выше: если в Восточной Европе соотношение выручки и капитальных затрат составляет 10–15%, то в России это 20%, а иногда и более.

И если рассматривать ситуацию с точки зрения дальнейшего развития 4G и LTE, то мы в A.T. Kearney проводили на эту тему ряд исследований в странах Европы, которые показывают, что в общем и целом движение в этом направлении приводит к значительному снижению прибыли. И тут сразу же возникает вопрос: за счет чего будут закрываться эти бреши в доходах, какие дополнительные возможности операторы могут использовать?

Очевидно, что оператор может попытаться вклиниться в чужие цепочки создания стоимости, например в области банковских услуг, ритейла. И никто ведь не закрывал от операторов медицину, ЖКХ и тому подобное.

Во-вторых, оператор может пытаться зарабатывать больше на своей текущей абонентской базе. И наконец, он может попытаться пересмотреть принципы распределения всей выручки, генерируемой в канале, между операторами и их партнерами, поскольку очень часто различные онлайновые игроки или контент-провайдеры зарабатывают много денег, пользуясь вашими сетевыми ресурсами.

Каковы же наиболее привлекательные из этих возможностей?

Во-первых, есть то, что можно назвать smart enablers – когда оператор выступает в роли интеллектуального провайдера для интегрированных услуг. Неоднократно обсуждались различные платформы, которые позволяют операторам кардинально пересмотреть бизнес-модели. И хотя много было разговоров последние пять лет, практически ни одному оператору не удалось реально выстроить какой-то ощутимый денежный поток. При всем этом нам кажется, что платформа, на которой оператор будет сводить вместе рядовых абонентов и бизнес-партнеров, имеет перспективу, особенно если к этим партнерам вы добавляете достаточно мощную аналитику. В конце концов, это ключевая компетенция любого оператора – коммуникации.

Дальше я буду ссылаться на конкретные примеры наших коллег. Очевидно, что наиболее важным сегментом являются мобильные платежи. И уже в ряде стран мы в этом секторе видим очень впечатляющие темпы роста. Причем они касаются не только развитых стран, но и, скажем так, неожиданных лидеров, вроде Кении. Мы видим, что у операторов есть все, чтобы успешно стартовать на этом рынке. Представляется, что и на российском рынке мобильные платежи тоже могут получить очень широкое развитие.

В принципе, наибольший спрос на такую деятельность оператора предъявляют страны с недоразвитым сектором банковских услуг в силу самых различных причин. Есть несколько, как минимум, очень успешных операторов, которые выстроили вокруг себя огромные экосистемы. Здесь мы можем сослаться на опыт очень успешного сингапурского оператора Singtel, который активно предлагает различные облачные решения и работает с достаточным количеством провайдеров мобильных приложений. В частности, они смогли успешно потеснить Apple. И очевидно, что эта модель может быть привлекательна и для ряда российских операторов.

Еще один вариант, о котором я уже говорил чуть раньше, – увеличение размера выручки с одного абонента. Об этом, конечно, мечтает любой оператор, и здесь есть определенный потенциал прироста. Конечно, пока трудно себе представить, что российские абоненты начнут гораздо больше платить, но не случайно речь сегодня идет о конвергенции технологий. В этой области интересен пример одного австрийского телекоммуникационного оператора, Telekom Austria Group. Кроме того, мы знаем, что, скажем, отдельные операторы очень активно и весьма успешно продвигают конвергентные услуги.

И наконец, последний рычаг связан с перераспределением доходов в цепочке создания стоимости. Надо сказать, что в этой области компания A.T. Kearney достаточно активно работала последние несколько лет вместе с рядом крупных европейских операторов. Действительно, есть разные варианты перераспределения и под каждый из них уже придумана убедительная аргументация. Например, обязать контент-провайдеров больше платить за генерируемый ими трафик. Идея красивая, хотя практически невозможная в реализации.

Также есть тема предоставления услуг более высокого качества в публичном сегменте интернета. Здесь опять же есть потенциал, но с конкретными аспектами реализации возникают зачастую очень серьезные сложности. Смысл здесь состоит в том, что вы предоставляете услуги стандартного качества всем и дальше за повышение качества услуг берете дополнительную премию. Здесь мы с вами смотрим, что делает Google, которая пытается реализовывать похожую модель. Хотя собственных сетей у нее нет, но она их активно арендует, понимая, что движение во многих из этих областей в России только-только начинается.

Заканчивая, должен сказать, что в этой сфере продолжается рост конкуренции и есть спрос на дополнительные инвестиции в инфраструктуру. Представляется, что у российских операторов есть еще некоторое количество незадействованных рычагов повышения доходности.