«Яндекс» ищет тех, кто заказывает музыку

Аналитики, твердившие, что «Яндексу» нужно диверсифицировать выручку и сфокусироваться на мобильных сервисах, могут быть довольны: новое приложение «Яндекс.Музыка» удовлетворяет обоим требованиям
С.Портер/ Ведомости

«Яндекс» запустил свой первый платный сервис – приложение «Яндекс.Музыка» для iPhone. Скачав его, две недели можно пользоваться им бесплатно, после чего нужно оформить подписку стоимостью 199 руб. в месяц. По словам руководителя проекта Константина Воронцова, оплатить подписку можно будет через AppStore (в этом случае 30% возьмет себе Apple), либо на сайте «Яндекс.Музыки» с помощью «Яндекс.Денег» или банковской карты.

Мобильное приложение дополняет бесплатный веб-сервис «Яндекс.Музыка», рассказал Воронцов, все плейлисты сохраняются и синхронизируются между разными устройствами. В музыкальном каталоге приложения более трех миллионов треков. Причем пользователь может слушать музыку и без подключения к интернету, сохранив треки в приложении. По словам Воронцова, компания планирует в ближайшее время выпустить аналогичное приложение и для платформы Android. В первый год компания надеется получить «десятки тысяч пользователей» этого сервиса. Условия соглашения с правообладателями не раскрываются.

Это нетипичная бизнес-модель для «Яндекса», который обычно предоставляет сервисы бесплатно, а зарабатывает на продаже рекламы на своих страницах. Так, в I квартале 2012 г. на рекламу пришлось 97% выручки компании, оставшиеся 3% составили комиссии за онлайн-платежи пользователей «Яндекс.Денег».

Аналитики советовали компании диверсифицировать выручку и обратить внимание на мобильный сегмент. Так, Renaissance Capital сообщал, что предпочитает акциям «Яндекса» бумаги их конкурента, Mail.ru Group, бизнес-модель которой более диверсифицирована: она зарабатывает не только на рекламе, но и на платежах пользователей. А Bank of America осенью 2011 г. писал, что битва за мобильных пользователей будет идти на поле приложений и что именно приложения могут принести мобильному направлению «Яндекса» успех.

Выпускать другие платные приложения «Яндекс» пока не собирается, сказал его представитель, но не исключил, что компания может пересмотреть свои планы, это будет зависеть в том числе и от успешности «Яндекс.Музыки». Взимание платы за прослушивание музыки на мобильных устройствах было непременным условием правообладателей, указывает Воронцов. Владельцы прав на музыкальные произведения с самого начала переговоров с «Яндексом» в 2009 г. убеждали компанию работать по бизнес-модели шведского музыкального сервиса Spotify, объясняет Дмитрий Коннов, гендиректор Universal Music Russia, одного из партнеров «Яндекса» в этом проекте. В этой модели слушать музыку бесплатно можно только онлайн и с обычного компьютера – за возможность скачивать произведения для проигрывания офлайн или слушать их с мобильных устройств нужно платить деньги.