Иракский дисконт


«Башнефти» пока не дается международная экспансия: очередной блок в Ираке выиграл консорциум «Лукойла» – самой активной российской компании за рубежом. Таков итог четвертого лицензионного раунда, на котором в течение двух дней разыгрывались контракты по 12 блокам. В финальном списке претендентов были 47 компаний из 25 стран, но Ирак смог разыграть лишь три участка. Нефтяники осторожничают – Ирак не продает лицензии, инвесторы будут получать не нефть, а фиксированное вознаграждение за ее добычу. Причем не сразу, а после выхода на определенные объемы. В итоге какие-то участки вообще не заинтересовали инвесторов, а по другим претенденты отсеивались, поскольку просили слишком высокое вознаграждение. В их числе оказалась и «Башнефть».

В среду заявка «Башнефти» на нефтяной блок 12 (в альянсе с Premier Oil и Petrovietnam Drilling) была отклонена, поскольку альянс хотел получать по $9,85 с каждого разведанного барреля нефти, Ирак рассчитывал на $5. А вчера альянс компании проиграл в тендере на блок 10: из трех заявок на этот участок успешной оказалась оферта «Лукойла» и японской Inpex, сообщается на сайте министерства нефти Ирака. Консорциум победителей предложил самое низкое вознаграждение – $5,99. Еще один претендент – альянс Kuwait Energy и Dragon Oil – предлагал $6,24, а консорциум «Башнефти» – $7,07.

У «Лукойла» 60% в альянсе, у Inpex – 40%. После подписания контракта они заплатят стране $25 млн, минимальные инвестиции в участок должны составить $100 млн. Насколько выгодной окажется сделка, пока не ясно: ресурсы блока не разведаны, по данным Platts, ни одной скважины там не пробурено, хотя контрактная территория находится на границе c богатой углеводородами зоной, недалеко от группы месторождений Западная Курна. А у «Лукойла» уже есть контракт в этой зоне – на гигантскую Западную Курну – 2 (которая потребует от компании $25 млрд инвестиций).

Источник, близкий к одному из консорциумов, говорит, что риски инвестиций в новые участки очень велики: территории не разведаны, плюс Ирак оставил за собой право не начинать добычу в течение семи лет после открытия месторождений (т. е. возможна серьезная задержка в выплате вознаграждений). Это самый провальный тендер Ирака, уверен собеседник.

«Лукойл» просчитал все риски, говорит представитель компании. Получить комментарии министерства нефти Ирака вчера не удалось. Но иракские чиновники уже готовятся к новому раунду, на котором могут быть разыграны 10–15 блоков. Пойдет ли на него «Башнефть», будет зависеть от условий, говорит представитель компании.