Пенсионный смотритель

Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) пытается заблокировать слияние двух пенсионных фондов, пока один из них не вернет заводу отчисления, сделанные в рамках корпоративной пенсионной программы завода

ЧТПЗ просит Федеральную службу по финрынкам не согласовывать присоединение НПФ «Социальная защита старости» (СЗС) к Первому национальному пенсионному фонду (письмо есть у «Ведомостей»). Это первый публичный конфликт при смене контроля в НПФ, уверяют менеджеры нескольких фондов.

Ссылаясь на ст. 60 ГК (гарантии прав кредиторов реорганизуемого юрлица), ЧТПЗ указывает, что присоединение СЗС к другому фонду изменит должника по договору, а это требует согласия «кредитора – ЧТПЗ, которое не было получено НПФ СЗС», и просит регулятора проверить расчет размера выкупной суммы, которая полагается заводу (объем сделанных взносов, которые вкладчик забирает в случае расторжения договора с фондом).

ЧТПЗ является соучредителем фонда СЗС и его вкладчиком – в 2004–2011 гг. завод совместно с работниками перечислил в СЗС 151,3 млн руб. в рамках корпоративной пенсионной программы, рассказывает руководитель департамента по персоналу ЧТПЗ Сергей Янковский.

Весной СЗС объявил о присоединении к НПФ «Первый национальный». Незадолго до этого ЧТПЗ решил перевести корпоративную программу в НПФ «Европейский». Из 3476 сотрудников ЧТПЗ, участвующих в пенсионной программе, 40% расторгли свои договоры с СЗС.

«ЧТПЗ требует от СЗС вернуть пенсионные отчисления предприятия-вкладчика – около 12,5 млн руб.», – говорит Янковский. «У ЧТПЗ с фондом заключен договор в пользу третьих лиц – работников предприятия, и расторгнуть его можно при наличии письменного согласия от всех третьих лиц, а такое согласие мы получили только от половины из них», – объясняет предправления НПФ «Первый национальный» Виталий Плотников. С работниками, расторгнувшими личные договоры с СЗС, расчеты будут осуществляться в точном соответствии с правилами фонда, говорит он.

Если ЧТПЗ усматривает нарушение своих интересов, он может урегулировать этот вопрос в судебном порядке, считает Плотников.

По правовому статусу НПФ – некоммерческая организация, его купля-продажа законодательством не предусмотрена. Продажа, как правило, происходит через смену органов управления, в которые вводятся представители покупателя. «Правовой статус НПФ несет риски оспоримости сделки при конфликте сторон», – признает Плотников.

«Эти риски актуальны для всего рынка, в том числе и для инвесторов НПФ электроэнергетики», – говорит президент НПФ электроэнергетики Ирина Лисицына. «Единственный способ снять этот риск и защитить права инвесторов – акционирование НПФ», – считает она.

Легального механизма продажи НПФ учредителем действительно не существует, признает представитель ФСФР. «Изменение организационно-правовой формы НПФ – вопрос, который активно обсуждается с участниками рынка, сформированной позиции по этому вопросу у службы пока нет», – говорит он.

Обращение ЧТПЗ в ФСФР не комментируют.