Сэкономить на дороге

Европейские водители из-за кризиса стали экономить на проезде по платным дорогам. Российским платным трассам дефицит пользователей не грозит – в стране острая нехватка качественных магистралей

Европейские автомобилисты все чаще отказываются от поездок по платным дорогам, следует из отчетов крупнейших операторов магистралей в ЕС за I квартал.

Например, в Испании трафик сократился на 9,1% по сравнению с январем – мартом 2011 г., среди основных причин – плохой «экономический климат», спровоцировавший спад в коммерческих грузоперевозках, а также всеобщая забастовка в конце марта, указано в отчете компании-оператора Abertis.

Итальянская Atlantia сообщила в квартальном отчете о снижении трафика на 8,5% из-за забастовки дальнобойщиков и сильного снегопада. Кроме того, горожане стали реже выезжать на природу на выходные по платным дорогам, говорит гендиректор Atlantia Джованни Кастелуччи: ситуация в экономике стабильная, у домохозяйств достаточно сбережений, но уровень потребительской уверенности невысокий. К тому же в Италии выросли топливные акцизы, цены на бензин в стране самые высокие в Евросоюзе.

Французская Vinci в I квартале зафиксировала сокращение трафика на 1,3% из-за спада объемов перевозок крупными грузовиками на 2,1%. Среди причин Vinci в отчете назвала рост цен на топливо и общий спад в промышленности. Если Греция все-таки выйдет из еврозоны, снижение перевозок за год может составить не менее 3%, замечает Роджер Эпплярд из RBC Capital Markets.

Компании вряд ли понесут существенные потери, считает Эпплярд: во-первых, уровень тарифов индексируется на цифру инфляции, во-вторых, у всех компаний есть проекты за пределами Европы, а там трафик активно растет. Кризис в еврозоне сказывается на объеме перевозок в ЕС, к тому же европейские рынки платных дорог уже достигли зрелой стадии развития, «поэтому мы стремимся найти рынки с большим потенциалом роста», замечает гендиректор Abertis Франсиско Рейнес. Сейчас компания пытается выйти на рынки Бразилии и Пуэрто-Рико. Atlantia тоже стремится диверсифицировать портфель проектов, чтобы снизить возможные последствия замедления мировой экономики, говорит Кастелуччи: у компании есть концессионные контракты в Бразилии, Чили, Индии и Польше.

Vinci как оператор платных дорог в основном ориентируется на французский рынок, но строительное и инвестиционное подразделения активны за рубежом, в том числе в России. Vinci Concessions принадлежит доля в Северо-Западной концессионной компании (СЗКК, см. врез), которая получила контракт на строительство и платную эксплуатацию первого участка новой платной трассы Москва – Санкт-Петербург.

Российским платным дорогам кризис не грозит, уверены в «Автодоре». В Европе рынок достиг зрелой стадии, а в России острый дефицит дорог, и тем более скоростных магистралей, говорит представитель госкомпании. Ситуации несопоставимы, согласен аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов: в России большинство проектов только планируются, а инвестиции в платные дороги окупаются через 10 лет и более. Пока в федеральной дорожной сети действует лишь один платный участок длиной около 50 км на трассе М4 «Дон», вскоре начнет взиматься плата на недавно введенной в эксплуатацию секции трассы в Московской области.