Засиделись за железным занавесом

К ноябрю 2012 г. правительство должно придумать, как повысить конкурентоспособность российских вузов на мировом рынке. К 2018 г. не менее пяти отечественных университетов должны войти в сотню лучших в мировых рейтингах, поручил президент Владимир Путин. Пока их позиции в мире только снижаются

«Мне написал наш выпускник из Эквадора. Говорит, что у него проблемы с трудоустройством из-за того, что РУДН не входит в топ-1000 ведущих вузов, – рассказывает проректор по научной работе РУДН Нур Кирабаев. – В Египте меня сразу спросили, входим ли мы в топ-500, – у них рекомендация министерства сотрудничать только с входящими в него вузами».

Позиции российских вузов в международных рейтингах с каждым годом снижаются. В авторитетных международных рейтингах есть только два наших университета, и не на первых позициях: в Academic Ranking of World Universities в 2011 г. МГУ на 77-м месте, СПбГУ – на 301–400-м, в рейтинге The Times Higher Education World University Ranking МГУ на 276–300-м местах и СПбГУ – на 351–400-м (подробнее см. текст на стр. 13–14).

РУДН в прошлом году впервые участвовал в рейтинге QS World University Rankings (QS WUR), заняв 551–600-е места, рассказывает Кирабаев. МГУ в нем на 112-м месте, опустившись за год на 19 позиций. Следующий отечественный вуз – СПбГУ опустился с 210-го места на 251-е.

Наши вузы по степени международного сотрудничества сильно проигрывают университетам США, Великобритании, Австралии, континентальной Европы, Канады и КНР, говорит руководитель исследовательской группы «Национальный рейтинг университетов «Интерфакс» – «Эхо Москвы» (НРУ) Алексей Чаплыгин.

Показателей, характеризующих степень интернационализации обучения, т. е. говорящих о его актуальности, несколько: процент иностранцев среди студентов и преподавателей, академическая мобильность (число преподавателей и исследователей вуза, которые выезжали за рубеж для участия в конференциях), число совместных с зарубежными вузами образовательных программ.

Диплом по обмену

В 2011/12 учебном году в российских вузах, по данным Росстата, обучалось 126 319 иностранных студентов, из которых 73 384 – студенты из СНГ (в эту цифру не включены студенты из СНГ, обучающиеся по международным договорам, но таких немного). Студентов из дальнего зарубежья стало за год больше на 2,3%, студентов из СНГ – на 0,4%. Всего у нас учится на очном отделении около 3,9 млн, таким образом иностранные студенты составляют 3,2% (из дальнего зарубежья – 1%). Основной поток идет за счет программ студенческого обмена и программ двух дипломов.

РУДН – лидер по интернационализации среди студентов в России (см. таблицу на стр. 16), в нем, по данным НРУ, обучается 4490 иностранных студентов, или пятая часть от общего числа. В других вузах, по данным НРУ, иностранцев меньше.

Всего, по подсчетам Чаплыгина, у РУДН 69 совместных программ, предусматривающих получение двух дипломов. Около 15 студентов из французского Бордо ежегодно приезжают сюда в магистратуру по политическим наукам, они платят только за проживание и питание, как и российские студенты, отправляющиеся во Францию, рассказывает Кирабаев.

Но в целом можно сказать, что стимулов учиться в России у студентов из дальнего зарубежья почти нет. Количество госстипендий на обучение в России на 2010 г., предоставленных 165 странам, – 9739. Преимущество по количеству отдано государствам – участникам СНГ. Правда, в этом году будет увеличен прием граждан Вьетнама на обучение в российских вузах с 320 до 575 человек, обещал заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко.

Западные страны, напротив, давали и дают нашим студентам гранты для обучения за рубежом. На разные академические программы ежегодно выезжает около 62 000 россиян, по данным ЮНЕСКО, и этот поток растет на 5–10% в год.

В 2010/11 учебном году в Великобритании училось 3565 российских студентов, по данным Британского совета. Гранты на обучение от правительственных и благотворительных организаций, а также самих университетов получило 715 человек. Остальные студенты сами платят за образование (в зависимости от вуза и специальности 8000–20 000 фунтов за год).

Российское образование, как это ни парадоксально, может быть и дороже, чем в других странах. Один год обучения политологии в МГИМО стоит $10 000, в Венском университете – 2500 евро. «При таких ценах и отсутствии рейтингов у наших вузов в Россию поедут учиться единицы», – считает Михаил Каптюг, директор по развитию Begin Group.

Языковой барьер

Минобрнауки призывает вузы к разработке и реализации программ на иностранных языках (в первую очередь на английском), чтобы они активнее выходили в международное пространство. Программы на русском языке иностранцев не привлекают, а вводить программы на иностранных языках сложно, говорит Чаплыгин. Английский язык становится одним из барьеров для иностранцев, они не хотят терять год на изучение русского языка, отмечает Кирабаев.

Основная сложность внедрения программ на иностранных языках техническая, говорит руководитель пресс-службы Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) Надежда Курганская: необходимо написать учебно-методический комплекс на английском языке, сделать этот курс популярным и востребованным среди иностранных студентов. Сейчас в ИрГТУ более десятка магистерских программ на английском языке почти по всем укрупненным группам специальностей, планируется увеличить их число до 30 (в основном программы рассчитаны на студентов из стран Азии и Востока – Монголии, Китая, Вьетнама).

НИТУ МИСиС начал реализовывать четыре программы на английском, что потребовало от преподавателей развивать собственные знания языка, говорится в отчете НРУ. ДВФУ при поддержке университетов-партнеров готовит 10 магистерских программ на английском языке.

Кирабаев говорит еще об одной проблеме. В РУДН в 2011 г. было 20 магистерских и девять бакалаврских программ на английском языке. На эти программы приезжают иностранные студенты с хорошим английским и привыкшие к английским образовательным стандартам. По ним, например, студенты, как правило, 50% времени тратят на самостоятельную работу – а российское образование ориентировано в основном на аудиторную нагрузку.

Преподаватели не едут

Мало иностранцев и среди преподавателей, отмечает Чаплыгин. Чтобы вуз попал в международные рейтинги, иностранные преподаватели должны проработать в принимающем вузе не меньше семестра. Но в российские вузы приезжают на отдельные лекции. К тому же в российских вузах слабо развита контрактная система, присущая практически всем университетам развитых стран. В штате ИрГТУ преподава-телей-иностранцев нет, говорит Курганская. В течение года в вуз приезжают профессора ведущих иностранных университетов, в год таких визитов насчитывается не менее 20. В ИрГТУ также работает руководитель Института систем электроснабжения и возобновляемой энергетики Университета Отто фон Герике из немецкого Магдебурга профессор Збигнев Антони Стычински. В сентябре 2011 г. НИ ИрГТУ выиграл правительственный грант – 98 млн руб., которые направлены на проведение научных исследований под руководством Стычински.

Большинство российских вузов не может предложить соответствующий ожиданиям иностранных специалистов уровень оплаты, говорит Курганская: «Также географическая удаленность и слабо развитая инфраструктура Сибири мало привлекательны для иностранных преподавателей».

Но есть среди иностранцев и долгожители. В НИТУ МИСиС три года трудится проректор по образованию из США – Тимоти О’Коннор (University of Northern Iowa, UNI), директор Центра коммерциализации технологий НИТУ МИСиС – Пейдж Хеллер (Texas A/M University), говорит Чаплыгин.

Борьба за международный рынок

Иностранцам сложно осваивать русский язык – и это одна из проблем вхождения российских вузов в международный рынок образовательных услуг, отмечают эксперты Национального фонда подготовки кадров. Среди других проблем они выделяют неблагоприятные условия для проживания иностранцев в России, суровый климат, не в полной мере развитую социальную инфраструктуру университетов и др.

Российские вузы долгое время работали на внутренний рынок, говорит Кирабаев.

В 2005–2008 гг. благодаря реализации нацпроекта «Образование» стала расти академическая мобильность, но только в одну сторону – из наших университетов в западные, отмечает Чаплыгин. Сейчас правительство старается снизить административные барьеры, дать дополнительные степени свободы в распоряжении ресурсами, в том числе на международную деятельность, но только для вузов, перерегистрировавшихся в автономные учреждения.

Один из возможных путей решения проблемы – развитие филиальных сетей и сети представительств российских вузов за рубежом, полагает Чаплыгин: у ведущих мировых вузов есть такие учреждения. Но Минобрнауки не приветствует развитие филиальных сетей. Закрыт филиал РЭУ им. Плеханова в Улан-Баторе, рушится филиал ЛЭТИ в Ханое. Только МГУ разрешено развивать сеть.