Русский фьючерс

Вчера Чикагская товарная биржа (CME) запустила торги фьючерсом на причерноморскую пшеницу. Ажиотажа он не вызвал: на 20.00 МСК не было заключено ни одной сделки. Игроки говорят, что пока присматриваются к инструменту

Минимальный объем контракта на причерноморскую пшеницу – 136 т, цена номинирована в долларах, поставка – в черноморские порты России, Украины и Румынии. Фактически это русский фьючерс: две трети причерноморской пшеницы обеспечивает российский экспорт, который в новом сельскохозяйственном году (1 июля 2012 г. – 30 июня 2013 г.) составит, по оценке американского минсельхоза, около 21 млн т. А причерноморская пшеница в целом – примерно 20% мирового зернового экспорта (147 млн т).

CME – это основная и определяющая площадка в мире по торговле контрактами на пшеницу, говорит исполнительный директор «Совэкона» Андрей Сизов. По его словам, в основном эти контракты используются как финансовый инструмент – физически исполняются 2–3% контрактов.

Выраженного интереса причерноморский фьючерс не вызвал: вчера на 20.00 МСК не было заключено ни одной сделки. Представитель агрохолдинга «Кубань», входящего в «Базэл», сказал «Ведомостям», что пока компания изучает этот инструмент, в будущем собирается им пользоваться. Глава трейдингового подразделения Valars Group Виталий Бобнев также говорит, что в его компании присматриваются к новым возможностям. По его словам, контракты на пшеницу на CME дают долгосрочные ориентиры и позволяют хеджировать цены.

По словам гендиректора «Прозерно» Владимира Петриченко, сейчас основным покупателем российского зерна в мире являются Египет и ряд других стран Ближнего Востока. Но пока ни основные продавцы зерна, ни его покупатели «не сделали шагов в направлении CME», говорит эксперт. По данным Bloomberg, египетское главное управление поставок сырья также пока не намерено участвовать в операциях по контрактам на причерноморскую пшеницу на CME.

Гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько уверен, что причерноморский фьючерс будет востребован. До сих пор продажи контрактов на причерноморскую пшеницу не имели прямого механизма управления рисками, а индикатором цены были контракты на CME на пшеницу сорта Soft Red Winter (SRW), объясняет он. При том что физические объемы рынка SRW несопоставимы с нашими – в год SRW продается 2–6 млн т, а аналогичного по характеристикам зерна из причерноморского региона – около 15 млн.