Цифра недели: 17,3%

Мэра города-миллионника выбрало население одного небольшого квартала. Такая картина получается, если подытожить выборы в Омске, где проживает, по данным последней переписи, 1,2 млн человек. Явка составила 17,3%. За победителя – единоросса Вячеслава Двораковского – проголосовало 49,4%. В абсолютных цифрах – 77 815 избирателей. Около 8,4% от их общего числа (6,5% всего населения). Примерно та же история в Красноярске (явка – 21,2%).

Кто-то может сказать, что таков итог 20 лет развития демократии в России. Население окончательно убедилось в тщетности попыток что-то изменить, на что-то повлиять. Поэтому остается на дачах. А судьбу города определяют самые послушные или заинтересованные.

Однако на тех же территориях в декабре во время федеральной кампании, при гораздо более высокой явке, голосование было протестным: на выборах Госдумы в Красноярском крае единороссы получили 36,8%, а на выборах заксобрания Омской области – 38,9%.

Есть и более свежий пример, опровергающий тезис об апатии населения: в марте в первом туре выборов мэра Ярославля явка составила 63% – правда, выборы были совмещены с президентскими. Но и на второй тур, где окончательно победил оппозиционер, не поленились прийти 45,4% избирателей.

В общем, когда есть из кого выбирать, люди идут – без всяких разнарядок по предприятиям и прочих мобилизационных мероприятий. Обещанная в декабре политреформа вроде бы призвана расшевелить граждан: выборов станет больше – добавятся губернаторские, альтернативных кандидатов вообще хоть отбавляй (создается более 100 партий).

Но проводится реформа специфически. На губернаторских выборах повсеместно устанавливается 10%-ный муниципальный фильтр, легко отсекающий реальных оппонентов. Провластные политтехнологи создают десятки спойлерских партий, чтобы усилить аллергию избирателей. Равноудаленные от кандидатов арбитры – избиркомы – не появятся, в этой части закон не изменили, более того, участковые комиссии будут избираться на пять лет вперед. ТВ свободнее не стало. А оппозиционная деятельность все чаще приравнивается к уголовной. Если все так пойдет, то через пять лет мэра Омска изберет 1% горожан. И скорее всего того же самого человека. Как и на всех прочих уровнях власти.