Сто шагов России вверх

К 2020 г. Россия поднимется в рейтинге Doing Business со 120-го на 20-е место, пообещал инвесторам перед выборами президент Владимир Путин. До сих пор такой рывок удавался только Грузии. Агентство стратегических инициатив уже написало «дорожные карты» необходимых реформ, однако ведомства отказываются их согласовывать



Исследование Всемирного банка Doing Business позволяет сравнить условия ведения бизнеса в разных странах по 10 ключевым параметрам (см. графику, подробнее о методологии см. справку на стр. 18), которые замеряются по данным от конкретных компаний малого и среднего бизнеса из одного города (для России это Москва). Начиная с 2006 г., когда эксперты банка впервые опубликовали сводный рейтинг всех исследуемых стран, Россия стремительно теряла свои позиции в нем. Начав с 79-го места из 155, через год оказалась на 96-м месте среди 175 стран, а в прошлом году скатилась на 124-ю позицию. И только в рейтинге за 2012 г. Россия перебралась на 120-ю ступеньку из 183 возможных, оказавшись рядом с Коста-Рикой и Кабо-Верде.

В декабре премьер-министр Владимир Путин поручил правительству подготовить «дорожные карты» реформ, которые настолько улучшили бы инвестиционный климат в стране, что к 2020 г. Россия заняла бы 20-ю ступень в Doing Business. Сейчас это место занимает Латвия.

Задача только на первый взгляд выглядит невозможной – столь же серьезный скачок смогла совершить Грузия, поднявшаяся с изначального 112-го места на 16-е в текущем году. Основные реформы грузины провели в 2005–2006 гг. – минимальный уставный капитал был сокращен в 10 раз до 200 лари ($109 по нынешнему курсу), упростились экспортные процедуры, суды стали быстрее рассматривать корпоративные споры, социальные взносы снизились с 31 до 20%. В результате в рейтинге за 2007 г. Грузия поднялась сразу на 75 позиций – до 37-го места.

Разработкой «дорожных карт» занялось созданное Путиным Агентство стратегических инициатив (АСИ), организовавшее для этого рабочие группы из бизнесменов, экспертов и чиновников. Например, рабочую группу по строительству возглавлял председатель совета директора «Баркли» Леонид Казинец, по энергетике – гендиректор Сибирской генерирующей компании Сергей Мироносецкий, а в группе по таможне работали партнер «Пепеляев групп» Галина Баландина и советник DLA Piper Марина Лякишева. «Дорожные карты» – это список поручений с указанием ответственных ведомств и сроков исполнения. К маю они были готовы, эти планы реформ одобрил наблюдательный совет АСИ во главе с Путиным и в ближайшее время они должные быть подписаны председателем правительства Дмитрием Медведевым, рассказывает гендиректор АСИ Андрей Никитин. Однако, как выяснили «Ведомости», не все ведомства согласны с предложениями агентства.

Энергия для всех

Самая беспроблемная карта – по энергетике: правительство уже утвердило план законодательной работы по ней. Но это только часть «дорожной карты» – теперь нужно утвердить целевые показатели, объясняет Никитин. Сейчас подключение к энергосетям занимает у компаний 281 день и обходится предпринимателям в сумму, составляющую 1852% среднегодового дохода на душу населения. Для сравнения: в ОЭСР, куда Россия стремится вступить, все гораздо проще и дешевле – 103 дня и 92,8% соответственно. Представитель одной из строительных компаний Москвы описывает подключения к сетям следующим образом: «Сетевые организации говорят, что ближайшее подключение через два года, и нужно ждать или договариваться. Размер взятки варьируется от 10 до 100% от суммы подключения и достигает 10 млн руб.».

К 2020 г. время на подключение к энергосетям должно сократиться до 40 дней, а затраты – до 25% от среднегодового дохода на душу населения, следует из «дорожной карты». Ответственным за ее реализацию предлагается назначить Министерство энергетики. Например, уже к сентябрю Минэнерго должно подготовить проект распоряжения правительства об уведомительном порядке согласования Ростехнадзором ввода в эксплуатацию объектов мощностью до 750 кВА (малый, средний и частично крупный бизнес). Это сэкономит предпринимателям 25 дней. Еще 100 дней даст переход на долгосрочные тарифы и уведомительный порядок «приемки» сетевыми организациями приборов учета, а также создание рынка автономных источников энергопитания.

Часть «дорожной карты» посвящена изменению системы вознаграждения менеджмента сетевых госкомпаний. Она должна быть «заточена» под потребителя – учитывать сроки технологического присоединения и число жалоб, следует из документа. Эффект от такой мотивации, по расчетам АСИ, принесет еще до 15 дней. Еще три недели удастся сэкономить, усовершенствовав рынок перераспределения свободной мощности. Остальные меры менее масштабные – например, ускорение выделения земли под строительство сетевых объектов (экономия 10 дней).

Сейчас сетевикам невыгодно подключать бизнес – около 80% договоров приходится на льготников, затраты на подключение которых в десятки раз выше оплаты. Проблему предлагается решить следующим образом – затраты сетевых организаций за льготное техприсоединение будут компенсированы им через повышение для потребителей тарифа за передачу электроэнергии. Это позволит снизить затраты на техприсоединение до требуемых 25% от среднегодового душевого дохода, следует из «дорожной карты». Кроме того, предлагается ввести механизм «вмененной ставки» – по сути, пятый вид подключения, по которому потребитель гарантирует определенный объем потребления в течение пяти лет, страхует свою ответственность, а сетевая компания кредитуется под этот контракт и подключает за свой счет.

Карта решает проблемы бизнеса и не ущемляет интересы сетевиков, доволен председатель рабочей группы «Опоры России» по техприсоединению и председатель некоммерческого партнерства территориальных сетевых организаций Александр Хуруджи. У Минэнерго были сомнения в целесообразности «вмененной ставки», но рабочая группа убедила ведомство, что этот вид подключения нужен бизнесу, рассказывает он. У Минэнерго нет концептуальных замечаний к «дорожной карте», подтверждает сотрудник ведомства, но, возможно, потребуется «уточнение формулировок».

Строителям все мало

С получением разрешений на строительство в России дела обстоят так же плохо, как с подключением к энергосетям. От первого обращения в госорганы до выхода на стройплощадку уходит 423 дня и сумма, равная 183% среднегодового дохода на душу населения. В странах ОЭСР – 152 дня и 45,7% соответственно. К 2020 г. ситуация в России должна измениться кардинально, следует из «дорожной карты» по строительству: получение разрешения будет занимать 56 дней, а затраты на это снизятся до 101% от среднегодового дохода на душу населения.

Ответственным за реализацию этой карты предлагается назначить Министерство регионального развития и подведомственный ему Росстрой. С 2013 г. авторы карты предлагают ввести уведомительный порядок начала строительства. Застройщику нужно будет оформить права на земельный участок и документы территориального планирования, а также получить положительное заключение экспертизы на проектную документацию. А через 30 дней после рассылки этих документов в муниципальные органы власти можно начинать строительные работы, если на документы не получены замечания.

Для облегчения достроительной экспертизы разработчики карты советуют правительству принять «закрытый» перечень CНиПов и СанПиНов, запретить проверку строительной документации на соответствие любым дополнительным требованиям, а с 2015 г. планируется перейти на еврокоды (стандарты в проектировании сооружений, разработанные Евросоюзом). Все это сэкономит предпринимателям 157 дней и сократит затраты на получение разрешения до 101% от среднего дохода по стране. Предлагается упростить и приемку построенного объекта: с 2016 г. заменить обязательную экспертизу страхованием. Это сэкономит предпринимателям 74 дня. Еще 15 дней экономии даст отмена категорий земель, 21 день – изменение процедуры территориального планирования, например уведомительный порядок согласования градостроительного плана земельного участка.

Минрегион, хотя и согласовал «дорожную карту» в такой редакции, не считает ее правильной, признает сотрудник ведомства. «Например, переход на уведомительный порядок начала строительства лишит муниципальные власти возможности участвовать в развитии территории», – объясняет он недостатки. Переход на еврокоды создаст дополнительные преференции иностранным застройщикам и экспертам в области строительного контроля, но никак не скажется на качестве строительства, отмечает собеседник «Ведомостей». И 90% проблем, которые предлагает решить эта «дорожная карта», касаются Москвы, а в провинции их нет, добавляет он.

Из-за возражений чиновников от изначальных предложений рабочей группы АСИ в карте и так осталось лишь 30%, возмущен один из членов группы, председатель совета директоров УК «Пифагор» Иван Петриди. Например, предлагалось создать сайт, через который девелоперы могли бы получать все разрешения, отбирать подрядчиков, получать информацию о доступных земельных участках, вспоминает он, но это предложение отклонили. Петриди разочарован итогом этой работы: «Не понятно, зачем тратил время, если больше половины не пригодилось».

В ближайшее время совещание о строительной карте проведет Шувалов и там все вопросы будут сняты, уверен Никитин. По его словам, Минрегион участвовал в создании карты, делал замечания и они были учтены. АСИ будет настаивать на принятии этой «дорожной карты» – в дальнейшем ее можно будет скорректировать, отмечает он.

Есть простой способ борьбы с административными барьерами – требовать выполнения плановых показателей, которые доведены до каждого региона, считает заведующий кафедрой МГСУ Константин Королевский. Путин дал поручение обеспечить к 2020 г. ввод 1 кв. м жилья на человека. За эти показатели нужно жестко спрашивать с руководителей регионов, в этом случае они сами уберут все барьеры и создадут условия, чтобы приходили инвесторы и строили, считает Королевский.

Таможня не выпускает

Разработчики «дорожной карты» по таможне предлагают изменить модель российского таможенного администрирования. Расчет и уплата таможенных платежей, а также контроль таможенной стоимости и страны происхождения товара нужно производить после его выпуска с таможни. Поставщик должен предоставить банковскую гарантию, договор поручительства или денежный залог. После прохождения товара через таможню платежи должны быть рассчитаны и внесены за 14 дней.

Должен упроститься и процесс перевозки товаров через границу. Например, предложено сократить перечень документов, требуемых при подаче декларации и выпуске товаров. При наличии документов, подтверждающих существенные условия сделки, авторы карты советуют освободить предпринимателей от обязательного предоставления контрактов и платежных документов. Другое их предложение – внедрить на таможне технологии автоматического (без участия должностных лиц) принятия решения о выпуске товаров при электронном декларировании. Это снизит вероятность коррупции и сэкономит минимум 20 минут на границе.

Для таможенников предлагается установить жесткие временные рамки досмотра. Если речь идет об импорте товара через автомобильный пункт пропуска, на досмотр должно уходить не более 5–7 минут (20 минут для товаров, требующих фитосанитарного контроля) против нынешних почти полутора часов. При экспорте товаров время их прохождения через таможню не должно превышать двух часов, сказано в «дорожной карте».

По оценкам Всемирного банка, чтобы товар пересек границу России, сейчас требуется 36 дней, до 10 документов, а стоимость ввоза стандартного контейнера – $1800. К 2020 г. количество документов должно уменьшиться до четырех, срок – до семи дней, затраты – упасть вдвое, а среднее время таможенного контроля сократится до двух часов с момента предоставления товара или документов, обещает «дорожная карта».

Принцип, по которому таможенные платежи уплачиваются после ввоза груза, – пока единственная возможность уменьшить сроки таможенного администрирования и сделать их предсказуемыми для бизнеса, отмечает Баландина: «Так работают многие, например Евросоюз». Однако Федеральная таможенная служба против такой реформы. В 1990-х гг. было много отсрочек для уплаты таможенных платежей и в результате бюджет не получал значительные суммы, такие же риски могут возникнуть и теперь, объясняет сотрудник таможенной службы. Нельзя все время ссылаться на опыт 90-х – ситуация изменилась и реформу нужно проводить хотя бы постепенно, уверена Баландина, сама много лет проработавшая в таможенной службе.

Предложение проводить таможенные платежи после выпуска товаров с границы под банковскую гарантию уже было поддержано на совещаниях у Шувалова, отмечает Никитин. Но первый год эта реформа будет реализовываться «в пилотном режиме».

Еще четыре карты

Реализация «дорожных карт» по электроэнергетике, строительству и таможне поднимет Россию к 2020 г. лишь на 41-е место в рейтинге Doing Business, рассчитали в АСИ. До конца года агентство собирается разработать еще четыре «дорожные карты» – об упрощении регистрации нового бизнеса и собственности, снижении фискальной нагрузки на бизнес, усилении защиты инвесторов.

Конкретные предложения пока не готовы, но АСИ уже определило принципы реформы. Число процедур при регистрации недвижимости предлагается сократить с пяти до четырех, снизив их длительность с 43 до 20 дней. При регистрации компании оставить семь процедур вместо девяти, время на их прохождение уменьшится с 30 до 22 дней, а расходы – с 5600 до 3000 руб. Минимальный уставный капитал для ООО также предлагается упразднить. Эту же меру в начале года предлагала группа по созданию международного финансового центра, участвовавшая в подготовке поправок в Гражданский кодекс (находятся в Госдуме), но она не получила одобрения рабочей группы при президенте.

Чтобы упростить администрирование налогов, рекомендуется оставить семь налоговых платежей вместо девяти и сократить время, необходимое для составления налоговой отчетности, с 290 до 210 часов в год. Для защиты инвесторов АСИ считает нужным расширить объем раскрываемой компаниями информации и повысить ответственность директоров.

Без радикальных, но продуманных решений инвестиционный климат в стране кардинально не улучшить – так и останемся на 120-м месте, уверен Артем Аветисян, директор АСИ по направлению «Новый бизнес». По его словам, одна из ближайших задач – мониторинг реализации принятых карт: «Рассчитываем, что с мониторингом нам помогут предприниматели – мы открыты для всех предложений». Если с выполнением карт возникнут какие-то проблемы, АСИ будет докладывать о них президенту Путину на заседаниях наблюдательного совета, предупреждает Аветисян. Сотрудник аппарата правительства в разговоре с «Ведомостями» предположил, что при президенте Путине будет создан совет по мониторингу реализации «дорожных карт».

Минэкономразвития поддерживает реализацию всех предложенных АСИ «дорожных карт», говорит директор департамента министерства Сергей Беляков: «Важно, что в качестве целевых показателей предлагается установить конкретные сроки, процедуры и т. д.». Карты будут дорабатываться в процессе их реализации, обещают Беляков и Аветисян. По мнению президента «Деловой России» Александра Галушки, «дорожные карты» позволят кардинально улучшить инвестиционный климат. «Важно, что это предложения бизнеса, а не чиновников, которых уже было очень много», – уверен он.