Ближе к людям

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в Петербурге меняет формат: на смену крупным инфраструктурным проектам приходят школы и поликлиники

«Петербург стал одним из первых регионов, который законодательно закрепил возможность применения механизма ГЧП при реализации инвестиционных проектов. В конце 2006 г. городское заксобрание приняло закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».

Первоначально он предусматривал использование механизма ГЧП только для создания транспортной инфраструктуры. Тогда городская администрация объявила об участии в строительстве Западного скоростного диаметра (ЗСД), Орловского тоннеля под Невой и развитии аэропорта «Пулково». В 2010 г. перечень сфер был расширен: добавились образование, здравоохранение, спорт, туризм и инженерная инфраструктура. В список проектов, реализуемых на основе соглашений о ГЧП, добавились строительство завода твердых бытовых отходов, Дворца искусств на Васильевском острове, объектов образования в жилых районах Славянка и Новая Ижора, а также строительство новых и реконструкция существующих объектов Северной водопроводной станции («Невская вода»). По данным КИСП, к концу 2011 г. общая стоимость проектов, реализуемых на основе ГЧП в Петербурге, превышала 300 млрд руб.

У некоторых из них после смены губернатора начались проблемы. Петербургские власти отказались сначала от строительства Орловского тоннеля, который должен был пройти под Невой в районе Смольного. Стоимость проекта – 47,7 млрд руб., с учетом развязок – около 70 млрд руб. Стройку в равных долях должны были финансировать городской бюджет, федеральный инвестфонд и концессионер – выбранная по конкурсу Невская концессионная компания (НКК). В мае Смольный расторг соглашение с венгерским девелопером Trigranit о строительстве на Васильевском острове на условиях ГЧП Дворца искусств стоимостью 9,5 млрд руб.

В стадии реализации строительство и реконструкция аэропорта «Пулково», создание школ и детских садов в районе Славянка, которое ведет дочерняя компания девелопера «Балтрос». На стадии финансового закрытия завод по переработке твердых бытовых отходов и строительство центрального участка ЗСД (см. таблицу). Соглашение на основе ГЧП по проекту «Невская вода» планируется подписать в 2013 г.

К сожалению, у инвесторов после последних событий поубавился интерес что-то реализовывать в рамках государственно-частного партнерства, констатирует Семен Краснов, исполнительный директор ЗАО «Инвест-строй», представляющего интересы Trigranit. Российский опыт ГЧП имеет мало общего с ГЧП, которое реализуется во всем мире, утверждает он. «У нас не равноправное партнерство государства и инвестора, а так называемая dutch bargain («голландская сделка»), когда город тебе предлагает, но ничего не обещает», – сокрушается Краснов. ГЧП является одним из наиболее эффективных механизмов, так как позволяет привлекать частные инвестиции к реализации необходимых городу проектов с минимальной нагрузкой на бюджет Петербурга, уверен и. о. председателя КИСП Олег Лысков. По данным комитета, в 2012 г. планируется запустить еще два таких проекта: создание и эксплуатация улично-дорожной сети в районе Славянка, а также создание и эксплуатация объектов образования. Затишье в сфере ГЧП управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин объясняет тем, что новая администрация меняет приоритет. Он уверен, что этот механизм будет использоваться в дальнейшем, но уже со смещением в сторону социальной политики. Многие сложности связаны в первую очередь со слабой подготовкой ГЧП-проектов, уверен управляющий партнер Capital Legal Services Владислав Забродин. Конкурсы на создание объектов на основе ГЧП должны готовиться 1,5–2 года, утверждает он.