Фридман объяснился

Михаил Фридман провел встречи с инвесторами в Лондоне, чтобы обсудить варианты развода с BP. Вероятно, он пытался заручиться поддержкой на случай обмена доли в ТНК-BP на акции британской компании или искал новых партнеров, предполагает эксперт

Совладелец ТНК-BP и председатель набсовета «Альфа-групп» Михаил Фридман встречался в Лондоне с институциональными инвесторами, чтобы заручиться их поддержкой на случай покупки половины доли BP в ТНК-ВР, сообщили Financial Times (FT) источники, знакомые с ситуацией. Источник, близкий к AAР («Альфа-групп», Access Industries и «Ренова»; как и BP, владеет 50% ТНК-BP), подтвердил «Ведомостям» факт встречи.

В мае BP сообщила, что получила предложение продать принадлежащие ей 50% акций ТНК-ВР. А гендиректор ААР Стэн Половец заявил тогда, что его компания еще месяц назад предлагала выкупить эту долю, но британцы, по его словам, ответили, что пока не готовы к переговорам.

Фридман предложил два варианта изменения акционерной структуры ТНК-ВР, сообщили FT осведомленные источники. По первому сценарию ААР продает свою долю в ТНК-ВР британской компании за деньги и акции BP: таким образом, российские акционеры получат довольно крупный пакет акций ВР. Ее такая схема не устраивает, говорит источник, близкий к британскому холдингу: «Вхождение ААР в капитал может навредить имиджу ВР, другие акционеры компании не поддержат это решение, а это может сказаться на капитализации». По второму сценарию ААР просто купит у BP половину акций TНK-BP, пишет FT. Фридман ездил в Лондон, чтобы просто объяснить позицию российских акционеров, подчеркивает собеседник «Ведомостей».

По оценке аналитиков, доля BP в СП стоит $25–30 млрд. Но источник, близкий к ААР, подчеркивает, что реальная цена ниже и может составить около $7 млрд – с учетом возможного проигрыша ВР в стокгольмском арбитраже. ААР обратилась в этот арбитраж в прошлом году, когда стало известно об альянсе BP и «Роснефти». Российские акционеры ТНК-BP утверждают, что это нарушает акционерное соглашение компании (стокгольмский арбитраж уже заблокировал эту сделку). Если AAР выиграет это дело, то к BP могут быть предъявлены требования о возмещении ущерба, которые могут составить миллиарды долларов. Впрочем, BP утверждает, что материальные претензии к ней необоснованны, а требовать возмещения ущерба может не ААР, а только сама ТНК-BP.

Впрочем, с момента объявления BP о намерении продать долю в ТНК-BP не произошло никаких изменений в отношениях акционеров СП, заявил вчера в кулуарах Петербургского форума гендиректор BP Роберт Дадли.

У BP нет контролирующего акционера (крупнейшая голосующая доля принадлежит BlackRock – 5,9%), поэтому, возможно, Фридман вел переговоры с акционерами компании в Лондоне, чтобы заручиться их поддержкой на случай, если предложение ААР об обмене ее доли в ТНК-BP на акции BP будет вынесено на общее голосование, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Еще одна возможная цель визита – поиск новых партнеров, которые помогут «Альфе» выкупить долю британцев в СП, допускает он. Но у обоих вариантов есть изъяны, предупреждает Полищук: вряд ли российское правительство согласится отдать BP контроль над ТНК-BP. Да и было бы странно, если бы BP продала свой пакет в таком привлекательном активе, не попросив взамен долю в других российских проектах.