Меньше публичности

Управленцы из команды Георгия Полтавченко отличаются от своих предшественников меньшей публичностью и «силовым» прошлым

В начале июня Полтавченко объявил о реформе исполнительной власти, главные изменения пришлись на экономический и инвестиционный блоки. В новой структуре органов исполнительной власти не будет образованного в 2001 г. комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), зато появятся четыре новых: по госзаказу, по промышленной политике и инновациям, по экономической политике и стратегическому планированию, по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП, существует с 2003 г.) будет преобразован в комитет по инвестициям, а входившее в него управление туризма будет передано комитету по культуре. Новая структура начнет действовать с 1 января 2013 г. В конце мая Смольный покинули председатель КИСП Алексей Чичканов (назначен вице-президентом Газпромбанка) и председатель КЭРППиТ Евгений Елин (перешел в правительство Ленобласти), исполняющими обязанности председателей этих комитетов стали зампреды Олег Лысков (КИСП) и Игорь Илюхин (КЭРППиТ). Возможно, до конца года эти два комитета будут возглавлять и. о., сказал в начале июня Полтавченко.

С приходом Полтавченко на должность губернатора Петербурга осенью прошлого года кадровый состав городского правительства практически полностью обновился. Из вице-губернаторов, работавших с Валентиной Матвиенко, в новую команду перешли лишь Игорь Метельский и Валерий Тихонов. Состав правительства Полтавченко отличается «силовым прошлым», отмечает политолог Дмитрий Гавра. Сам губернатор, до того как стал полпредом в ЦАО, 13 лет проработал в Ленинградском управлении КГБ и семь лет возглавлял управление Федеральной службы налоговой полиции по Петербургу. Вице-губернатор – руководитель администрации губернатора Игорь Дивинский был учредителем ООО «Охранное предприятие «Диво», созданного, по данным его сайта, бывшими офицерами элитных подразделений ВДВ и ГРУ. Комитет по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) возглавил Александр Макаров, сослуживец Полтавченко по работе в полпредстве ЦФО и в прошлом сотрудник КГБ.

Курирующий экономический блок вице-губернатор Сергей Вязалов начинал свою карьеру в петербургской мэрии: в 1994 г. он стал заместителем председателя комитета по экономике и финансам, который возглавлял Алексей Кудрин, а затем уехал вслед за Кудриным в Москву, где стал заместителем министра финансов. Вице-губернатор по социальным вопросам Ольга Казанская почти 20 лет работала банковским топ-менеджером. Отвечающий за культуру и СМИ вице-губернатор Василий Кичеджи, прежде чем в сентябре 2011 г. стать вице-губернатором, занимался медиа- и строительным бизнесом. Доходы семьи Кичеджи за 2011 г. (261 млн руб.) оказались самыми высокими среди членов городского правительства за всю историю их раскрытия с 2009 г.

В правительстве Матвиенко тоже были люди из бизнеса. Михаил Осеевский, до того как стать в 2003 г. вице-губернатором, работал зампредом правления ПСБ, вице-губернатор Юрий Молчанов основал компанию «Бизнес линк». Бывший гендиректор девелоперской «Корпорация С» Максим Соколов в 2004 г. возглавил комитет по инвестициям и стратегическим проектам.

В новой команде правительства соотношение людей из бизнеса примерно такое же, как было при Матвиенко, считает политолог Александр Конфисахор. Возраст экономических специалистов в новом правительстве Петербурга увеличился, но они гораздо лучше умеют открывать двери московских кабинетов, считает Гавра. В правительство пришли не просто новые кадры, но люди с новым политическим видением и своим пониманием приоритетов, что выразилось в отмене части инвестпроектов, принятых предыдущей администрацией, считает Конфисахор. Власть показала, что она будет действовать по-другому – в отличие от нового правительства Ленобласти, которую возглавил Александр Дрозденко, работавший вице-губернатором в правительстве Валерия Сердюкова, говорит Конфисахор. Вряд ли Дрозденко станет жестко обрезать приоритеты предыдущей администрации, полагает эксперт.

У людей в погонах свой стиль управления, это сказывается на степени открытости городского правительства – оно предпочитает действовать непублично, говорит Конфисахор. Полтавченко присутствует в «Твиттере», но его значимые выступления редки. За последние полгода можно припомнить только отчет парламенту, если не считать локальных проблем, добавляет эксперт. Чиновники с силовым бэкграундом придерживаются жесткого стиля управления и администрирования, проявляют меньшую гибкость в решении вопросов, добавляет управляющий партнер «Консорт Петербург» Юрий Михайлов.

Не стоит ожидать качественных изменений в ближайшие годы, предпосылок к этому нет, полагает Конфисахор. «Но если Полтавченко решит пойти на второй срок, то, возможно, к 2015 г. мы сможем увидеть изменения в стиле управления», – считает политолог, добавляя, что до выборов губернатору «нет необходимости тратить свои силы на публичность и открытость».

Бывшие члены правительства востребованы в тех сферах, где они уже наработали связи и авторитет, говорит Михайлов, обычно они занимают руководящие посты в крупных федеральных проектах в девелопменте, инфраструктурных проектах, государственных банках. Юрий Молчанов в должности старшего вице-президента ВТБ будет заниматься инфраструктурными проектами. Сергей Ветлугин, возглавлявший КЭРППиТ в 2001–2003 гг., стал гендиректором «Главстроя СПб», другой бывший председатель КЭРППиТ (2003–2006 гг.) Владимир Бланк возглавляет Балтийскую дноуглубительную компанию.

Как специалисты бывшие чиновники востребованы в достаточно узком сегменте – там, где у них сложились прочные связи, но всегда находят соответствующее статусу место, отмечает Михайлов. Часто чиновники со временем возвращаются на госслужбу в московские и федеральные структуры, говорит он.

Топ-менеджер, получивший управленческий опыт в бизнесе, может быть успешным чиновником, управленческие навыки универсальны, считает руководитель петербургского офиса Transearch Russia Ольга Чеботкова. По ее словам, доход чиновника в 1,5–2 млн руб. в год соответствует зарплате директора по финансам или HR-директора в крупной компании. Но правила работы в госструктурах сильно отличаются от бизнеса, где принятие решений и критерии успешности более прозрачны и понятны, говорит один из рекрутеров. Работа во власти несет много бенефитов – ведь именно политики устанавливают правила игры для бизнеса, а чиновник, имеющий серьезный политический вес, по влиянию может быть посильнее крупного бизнесмена, считает Конфисахор.