Открестился от «Сургута»

Основатель и совладелец нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко рассказал «Ведомостям», чем он не владеет и чего не касается: бизнесу он научился в самой некоррумпированной стране – Финляндии, а акции «Сургутнефтегаза» ему не нужны, потому что есть «Новатэк»
Е.Кузьмина/ Ведомости

Много лет Тимченко держался в тени, лишь четыре года назад понемногу стал официально раскрываться список его активов: доля в «Новатэке», «Стройтрансгаз», «Трансойл», акции банка «Россия» и проч. Представители Тимченко уверяли, что скрывать больше нечего. Но участники рынка подозревали, что у бизнесмена есть доля в «Сургутнефтегазе», самой богатой компании страны с $20 млрд на счетах. Несколько сотрудников нефтегазовых компаний рассказывали «Ведомостям», что до последнего времени у Тимченко был блокпакет компании, совсем недавно он продал его.

Зато в интервью «Рейтеру» Тимченко высказался о взаимоотношениях с бывшим вице-премьером, а сейчас президентом «Роснефти» Игорем Сечиным. Они «нейтральные, нормальные, рабочие отношения». «Мы работаем с «Роснефтью» до сих пор, и на сегодняшний день у нас нет никаких вопросов. Мы участвуем в тендерах – что-то выигрываем, что-то проигрываем, работаем <...> У нас нет проблем», – сказал Тимченко. «А вот так, то, что пишут в газетах о том, что мы с ним ругаемся, – это неправда. Надо будет нам работать с «Роснефтью» – мы придем к Игорю Ивановичу и будем с ним работать», – добавил он.

Бизнесмен признался вчера «Ведомостям», что у него есть акции «Сургута». Это «совсем маленький пакет, чуть больше нуля», купленный «то ли за $10 млн, то ли за $5 млн», отметил Тимченко. Он заявляет, что заметной доли в «Сургутнефтегазе» у него никогда не было. «Никогда у меня там ничего не было и нет – вот крест святой кладу вам, я верующий человек, – заверил Тимченко в кулуарах Петербургского экономического форума. – Все равно не верите? Я здоровьем своих близких клянусь. Перебор? А как я еще могу доказать вам, что это не так? Никогда у меня там не было, нет и не будет. Потому что это не мой, как говорят англичане, cup of tee. Потому что там есть Богданов».

Чем владеет гендиректор «Сургута» Владимир Богданов, Тимченко сказать не успел – он спешил на встречу. Но пару лет назад сам Богданов также уверял, что все, что у него есть в компании, – это акции, раскрываемые в ее отчетах (0,3% от уставного капитала, 0,36% – обыкновенных). Хотя Forbes много лет подряд считает Богданова миллиардером – владельцем заметного пакета «Сургута». Сама компания акционеров не раскрывает: больше 5% ни у кого нет, поэтому по российскому законодательству такие раскрытия она делать не обязана.

Почему Тимченко неинтересен «Сургут»? «Есть «Новатэк», – отвечает он на этот вопрос. – Надо же кусать столько, сколько можешь проглотить. А то можно подавиться».

Правда, и в «Новатэке» бизнесмен увеличивать долю не собирается – по его собственным словам. Нынешнего пакета – около 23% – ему вполне достаточно. «Это хороший, приличный пакет, – заметил Тимченко. – И не продаю, и не покупаю – мне достаточно».

Какие еще активы в ТЭКе интересуют бизнесмена, Тимченко говорить не стал. Вместо ответа на этот вопрос он рассказал о том, что всего добился сам. Очевидно, таким образом он дал понять, как замучили его разговоры и вопросы о поддержке президента Владимира Путина (хотя «Ведомости» такой вопрос ему задать не успели).

«Я начинал как нефтехимический трейдер. Это было 25 лет назад. За 25 лет я мог что-то сделать вообще приличное? – сам спросил Тимченко корреспондента «Ведомостей». – Одну вещь я вам скажу, по-моему, она должна вас убедить. Если вы возьмете данные из моих налоговых ведомостей Финляндии, там были миллионы, но я был уже очень богатым человеком. Тогда Владимир Владимирович был еще у Собчака, где-то он там работал, неважно. Я вам говорю искренне: я был богатым человеком в Финляндии <...> Я вообще бизнесу научился в Финляндии – меня туда отправили в 90-м г., и я 10 лет учился бизнесу. Вы же знаете, что это самая некоррумпированная страна. Это первое – репутация бизнесмена. Поэтому они научили меня, как правильно работать».