Франс ван Хаутен: «После Солнца мы самый яркий источник света»

Как расти, невзирая на европейский кризис, не связываться с коррупцией в России и поддерживать футбол из ностальгических соображений, рассказал генеральный директор Philips Франс ван Хаутен
Е.Разумный для Ведомостей

1992

генеральный директор Airvision (производство развлекательного оборудования для авиапассажиров)

2002

содиректор подразделения Consumer Electronics

2004

генеральный директор Philips Semiconductors

2006

член совета директоров компании Philips, с 2011 г. – гендиректор, председатель совета правления и исполнительного комитета Philips

Революции Philips

«В будущем в области уличного освещения все элементы будут взаимосвязаны. Городское освещение будет собрано в единую информационную систему CityTouch, а свет на каждой улице будет управляться с помощью центрального компьютера. Такая система будет выгодна как для муниципалитетов, так и для компаний, обеспечивающих операционное обслуживание, в силу ее экономичности и эффективности. Освещение будет меняться в зависимости от интенсивности дорожного движения: если дорога свободна – яркость светильников уменьшается, если же движение оживленное – система работает на максимуме. Это называется динамичным освещением. Подобная система работает за счет сенсоров, внедряемых в световую сеть. Другой пример развития инноваций – лечение раковых опухолей высокоинтенсивным фокусированным ультразвуком (HIFU). Терапия проводится по принципу микроволновой печи: под воздействием тепла опухоль отмирает. Этот вид лечения исключает побочные эффекты за счет отсутствия радиационного воздействия и возможности отказаться от химиотерапии. Инновационное решение Philips осуществляется за счет технологий магнитно-резонансной томографии и фокусированного ультразвука. Данный метод был изобретен совсем недавно, однако он уже совершил революцию в области лечения таких заболеваний, как маточный фиброид, а также других форм онкологических патологий».

Royal Philips Electronics

международный концерн. Акционеры: 90% акций – в свободном обращении (10% – казначейские), крупнейшие инвесторы – Dodge & Cox (5,12%), BlackRock (4,69%), Southern Asset Management (4,65%). Финансовые показатели (2011 г.): выручка – 22,6 млрд евро, чистый убыток – 1,3 млрд евро, чистая прибыль – 249 млн евро, Капитализация – 15,8 млрд евро. Производит бытовую электронику, медицинское оборудование и светотехнику. Основан в 1891 г., штаб-квартира находится в Амстердаме (Нидерланды). Предприятия работают более чем в 100 странах мира.

«Не хватает 24 часов в сутках»

«Мое главное хобби – делать Philips успешной компанией, – шутит Франс ван Хаутен. – У меня много увлечений. Я люблю готовить, увлекаюсь спортом – я большой любитель бега. Когда у меня бывает время, я занимаюсь парусным спортом. У меня четверо детей, и у меня счастливый брак. Так что мне никогда не хватает 24 часов в сутках».  

Франс ван Хаутен впервые в России, но уже по-свойски называет Санкт-Петербург Saint-Pete и говорит, что чувствует себя как дома. Наверное, в том числе и потому, что московский офис Philips устроен так же, как и штаб-квартира компании: ни у сотрудников, ни у топ-менеджеров нет постоянных рабочих мест с офисными перегородками – только ноутбуки, шкафчики для хранения личных вещей и огражденные зоны для уединенной работы, если кому-то хочется побыть в тишине (при этом не менее одного дня в неделю любой имеет право работать дома). Внедряя такой подход по всему миру, Philips уже сэкономила 20% расходов на содержание офисов, да еще и улучшила психологический климат в компании – сотрудники стали продуктивнее работать и больше общаться. Судя по тому, что ван Хаутен рассказал в интервью «Ведомостям», схожих подходов Philips придерживается и в бизнесе: компания, которая впервые вывела на рынок электролампу, рентгеновскую трубку, аудиокассету, CD, DVD и трехмерный сканер, все время нацелена на новые изобретения, которые бы экономили время и деньги и при этом улучшали качество жизни.

– Вам уже удалось познакомиться с кем-либо из российских лидеров?

– Год назад, когда я возглавил Philips, осознавая всю важность российского рынка, я предложил компании стать членом Круглого стола промышленников России и ЕС. Это прекрасная возможность для общения бизнеса и государственных структур. В прошлом году в Брюсселе мне довелось встретиться на этом форуме с Дмитрием Медведевым. В этом году мы принимаем участие в Петербургском международном экономическом форуме, который предоставляет массу возможностей по дальнейшему укреплению отношений Philips с руководством страны. Я жду с нетерпением этой возможности – ведь наша компания широко представлена в России, бизнес растет, к нам присоединяются новые люди, сегодня число сотрудников Philips достигает порядка 650 человек.

Приоритеты Philips

– На Петербургском форуме у вас запланированы какие-либо сделки, проекты?

– В первую очередь форум – это место встречи. Как с представителями правительства, так и с руководителями компаний, которые могли бы стать нашими потенциальными партнерами. Российский рынок очень перспективен для развития Philips благодаря своим объемам и благоприятному климату для инноваций.

Наша миссия заключается в том, чтобы с помощью инновационных технологий сделать жизнь людей лучше и сохранить окружающую среду. Внедрение медицинского оборудования благоприятно скажется на модернизации системы здравоохранения в России и увеличении ее продуктивности. Энергоэффективные световые решения помогут сократить потребление электроэнергии, а также сделать города более безопасными. Именно поэтому мы рассматриваем российский рынок в качестве одной из основных площадок для развития бизнеса, однако наилучших результатов мы сможем достичь, сотрудничая с перспективными партнерами.

В пятницу мы анонсируем научно-технологическое партнерство в области инновационных разработок в здравоохранении. Целью проекта станет более глубокое изучение технологий для лучевой диагностики. Российская научно-исследовательская база и опыт инновационных разработок Philips станут надежным фундаментом для будущего развития отрасли.

– Будет ли объявлено еще о каких-либо контрактах?

– Сейчас мы уже сотрудничаем с несколькими российскими компаниями. Весной мы объявили о создании совместного предприятия «Philips-Оптоган», специализирующегося на производстве светодиодных светильников для уличного освещения. Ранее мы объявляли о сотрудничестве с НИПК «Электрон» по разработке и производству медицинского диагностического оборудования. Анонс научно-технологического партнерства включает программу НИОКР, поэтому его можно смело назвать высшей формой совместной работы. Оно благоприятно скажется как на развитии Philips, так и на развитии России. В этом случае мы говорим об обмене знаниями, что показывает нашу заинтересованность в этом рынке.

Счастье и бизнес

– Исходя из «Индекса здоровья и благополучия», который рассчитывает Philips, российские респонденты очень скромно оценивают свой уровень удовлетворенности этими показателями – всего 37 пунктов. В то время как в Индии он больше 70, а в Саудовской Аравии достигает почти 90. На ваш взгляд, с чем это связано и как это отражается на бизнесе Philips?

– В первую очередь индекс – отражение восприятия жизни людьми. С одной стороны, их волнует уровень жизни и состояние окружающей среды, а с другой – свое благополучие они ассоциируют с семьей и заботой о своих близких. Мы отмечаем сферы, которые не устраивают респондентов, и те, которые являются наиболее важными. Исследование ценно не столько цифрами, сколько возможностью лучше понять людей из конкретной страны. Неожиданностью для нас стало пристальное внимание россиян к стоимости медицинских услуг, безопасности и в определенной степени экологии.

Что нам это дает? Каждый продукт и решение Philips нацелены на улучшение жизни людей и сохранение окружающей среды. Разработки в области медицинского оборудования позволяют сделать лучевую диагностику более доступной, а также упростить методы лечения сердечно-сосудистых заболеваний и аритмии. Наши системы мониторинга и медицинского обслуживания пациентов помогают сохранять жизни каждый день, сокращая статистику смертности по стране.

На освещение приходится 20% потребляемой электроэнергии в мире, внедрение светодиодных технологий может сократить эту цифру вдвое. В то же время на нашей планете остается еще множество темных уголков, где за счет применения LED-решений можно сохранить климат, не подверженный губительному влиянию выбросов углекислого газа.

Наконец, потребительские товары могут непосредственно повлиять на качество жизни людей. Оно зависит от здорового питания и заботы о своем теле, включая внимательное отношение к гигиене полости рта и удалению зубного налета с помощью современных щеток Sonicare.

Все продукты и решения улучшают благополучие людей, и мы уверены, что в будущем это отразится на увеличении индекса.

– Получается, что неудовлетворенность жизнью россиян – прекрасная возможность для вашего бизнеса в России.

– Счастье – работать в бизнесе, где получение прибыли и улучшение жизни людей идут рука об руку.

– Завершены переговоры о вступлении России в ВТО, всего через два месяца наша страна станет полноправным членом этой организации. Как это отразится на бизнесе Philips в России?

– Мы приветствуем решение России вступить в ВТО, это очень правильный шаг. Он расширит международные деловые связи, а также позволит таким компаниям, как Philips, переориентироваться с импорта на местное производство. В свою очередь, мы увеличиваем присутствие Philips в России, привлекаем все больше сотрудников и талантливых специалистов. Вступление в ВТО позволит легче вести бизнес здесь, заставит по-новому взглянуть на внутренний рынок и сократить расходы на экспортные товары, так что это обоюдовыгодная ситуация.

– Планируете ли вы приобрести какие-либо местные компании?

– Мы уверены, что присутствие на российском рынке чрезвычайно перспективно. Наше совместное предприятие с компанией «Оптоган» по созданию, разработке, производству и обслуживанию светодиодных светильников для уличного освещения может служить прекрасным примером первых шагов по локализации в России.

– Как бы вы описали международную стратегию вашей компании в странах BRICS, и в России в частности? Каковы основные катализаторы роста?

– Инновационные разработки Philips сейчас сосредоточены в трех основных сегментах – здравоохранении, энергоэффективном освещении и потребительских товарах. Именно эти секторы рынка наиболее актуальны в странах BRIC, поэтому для скорейшего развития нашей компании мы выбрали схему индивидуального подхода к каждому рынку. В первую очередь он заключается в глубоком понимании нужд страны и ее населения, присутствии на внутреннем рынке и разработке продуктов, нацеленных на запросы потребителей. В Китае мы делаем это для Китая, в России – для России, а в Бразилии – для Бразилии. Несмотря на то что Philips изначально европейская компания, мы стремимся соответствовать каждому рынку. Именно поэтому мы часто создаем продукты специально для рынка одной страны.

– Я сказала BRICS, потому что иногда к группе стран – Бразилия, Россия, Индия, Китай – причисляют также и Южно-Африканскую Республику.

– Вы знаете, я также склонен рассматривать Африку (не только ЮАР, а весь регион в целом) как источник различных возможностей. Аналогичным потенциалом обладают и страны АСЕАН. С моей точки зрения, важно смотреть на жизнь сквозь призму разнообразных возможностей и не пребывать в унынии, концентрируясь только на кризисных явлениях. Безусловно, мир ощущает в данный момент кризис еврозоны, но одновременно с этим он полон возможностей. Именно такой подход способствует тому, что бизнес Philips набирает обороты и приносит прибыль.

Единственный путь

– Кстати, как повлиял кризис на ваш бизнес? Какие товары и решения оказались наиболее устойчивыми? В чем были слабые места?

– Несомненным плюсом ведения бизнеса в сферах здравоохранения, энергоэффективного освещения и потребительских товаров является то, что эти рынки растут быстрее, чем мировой ВВП. У людей есть потребность быть более здоровыми и вести образ жизни, не наносящий вреда окружающей среде, что дает массу привлекательных возможностей нам как компании. Ввиду кризиса европейский рынок сократился, но в других регионах наблюдается рост: в США, Азии, России, Латинской Америке, Африке. Только 1/4 доходов Philips приходится на Европу. В результате, несмотря на европейский кризис, нашему бизнесу удается расти.

– Верите ли вы в будущее евро как единой европейской валюты?

– Абсолютно верю. С моей точки зрения, прогресс Европы только в дальнейшей интеграции стран. Европейский проект хорошо развивается. Сегодня в Европе проживает 500 млн жителей. Только если все объединятся, она превратится в по-настоящему конкурентоспособный и сильный регион. За 10 лет существования объединенной Европы накопились определенные проблемы, но они могут быть решены только за счет дальнейшей налоговой, финансовой и политической интеграции. Это единственный путь, стыдно было бы с него свернуть, когда было столько всего достигнуто, только потому, что мы столкнулись с рядом проблем.

– Они как-то решаются?

– Все проблемы рано или поздно решаются, это относится и к таким вопросам – здесь потребуется известная решительность. Мы должны избежать ситуации, когда все концентрируются только на себе. Нам нужно буквально плечом к плечу встать и принять вызов, чтобы обеспечить Европе дальнейшую интеграцию.

– Что вы думаете по поводу возможного выхода Греции из ЕС?

– Я уже высказывал мысль, что дальнейшая европейская интеграция – это хорошо, в равной степени это относится и к Греции. Безусловно, Греции нужно разобраться со своими финансовыми неурядицами. Но я выступаю за дальнейшее объединение Европы, а не за ее раскол.

Нулевая терпимость к коррупции

– Вы могли бы сравнить инвестиционный климат в России с другими рынками, где вы представлены?

– В России мы видим хороший рост и ощущаем настоящий предпринимательский дух. В то же время многое требует улучшения: модернизация системы здравоохранения, переход на энергосберегающее освещение. По нашим наблюдениям, россияне заинтересованы в улучшении своего образа жизни, что заметно во всех рынках, где мы представлены. Поэтому мы ощущаем, что наша деятельность полезна на этом рынке, что есть поле для деятельности, а главное, наши инновации могут существенно улучшить жизнь людей.

– Какие перспективы развития для компании вы видите в России и странах СНГ? Где ожидается основной рост?

– Во всех трех секторах – «здравоохранение», «световые решения» и «потребительские товары» – наблюдается существенный рост. Система здравоохранения в России требует модернизации, как раз для нее окажется полезной экспертиза Philips в лучевой диагностике (diagnostic imaging), в малоинвазивном лечении кардио- и онкозаболеваний. Кроме того, у нас сильные позиции по мониторингу пациентов и домашней медицине. Таким образом, наше портфолио включает полный спектр решений, способных увеличить эффективность системы здравоохранения и улучшить жизнь пациентов. Это огромный потенциал. Если говорить о световых решениях – только представьте себе, что можно снизить потребление энергии на 60–80% за счет перехода на светодиоды. Это блестящая возможность, мы полагаем, в ближайшие два года это будет активно происходить. Технология светодиодов уже достаточно хорошо разработана, Philips занимает лидирующие позиции в этой области. В сфере потребительских товаров мы наблюдаем аналогичный рост благодаря усилению внимания к персональному уходу и здоровому питанию. Все это улучшает качество жизни. И мы наблюдаем феноменальный рост во всех трех областях.

– У компании Philips когда-либо были проблемы с коррупцией в России?

– Philips – международная многонациональная компания, и повсеместно все сотрудники должны быть в курсе принципов ведения бизнеса. Мы придерживаемся жестких принципов нулевой терпимости к коррупции, и мы рады, что наши партнеры и клиенты ценят это. Поэтому наша деятельность предельно прозрачна. И если кто-то хочет вести бизнес по-другому, он выбирает других партнеров. Когда мы строго ведем одну линию, оказывается, что недопонимания исчезают и все становится ясно.

– А что с вашими дистрибуторами?

– Они также должны разделять наши принципы в ведении бизнеса.

– Поскольку такие направления вашего бизнеса, как освещение и здравоохранение, тесно связаны с государственными контрактами...

– Я понимаю, о чем вы, но еще раз повторюсь, что у нас высокие стандарты качества ведения бизнеса, и мы видим, что наши клиенты ценят это.

Нам есть над чем работать

– Philips совершила множество открытий, ставших культовыми для целых индустрий, – компактные кассеты, технологии CD и DVD. Почему же марка Philips не стала культовой, как, скажем, это случилось с Apple? Apple как бренд нравится всем, однако я не могу сказать того же о вашей компании. У Philips нет фанатов и фан-клубов, почему? Складывается впечатление, что у вас хорошая база НИОКР, но есть пробелы в маркетинге.

– Я соглашусь, что нам есть над чем работать в этой сфере. Тем не менее мы не специализируемся на производстве мобильных телефонов или компьютерной техники. Зачастую именно эти рынки привлекают наибольшее внимание со стороны потребителей. Но я вас уверяю, если оборудование Philips спасет жизнь члену вашей семьи или близкому другу, вы станете нашим фанатом. И вы запишетесь в ряды фан-клуба Philips.

Ежегодно наше медицинское оборудование привносит положительные изменения в жизнь более 500 млн людей по всему миру. И те 500 млн людей, которым помогло оборудование Philips при диагностике и лечении заболеваний, никогда этого не забудут, ведь их жизнь напрямую зависела от эффективности наших медицинских продуктов.

Возможно, нам стоит больше заявлять о себе и о нашей инновационной мощи. Можно сказать, после Солнца Philips – самый яркий источник света. Мы обеспечиваем более 25% освещения по всей планете, при этом наша доля на рынке светодиодов гораздо больше, чем в индустрии традиционного освещения. Таким образом, мы являемся лидером на рынке световых инноваций.

Так что у нас есть фан-клуб. Пусть он не так известен в прессе, но он существует. Наши поклонники полны энтузиазма. Когда вы будете смотреть Олимпийские игры в Лондоне, обратите внимание на освещение – его создали именно мы.

– Собираетесь ли вы осветить объекты в рамках Олимпиады в Сочи?

– Сейчас этот проект находится в разработке. Мы планируем не только осветить спортивные объекты, но и украсить облик города в целом. Ночное освещение Сочи станет визитной карточкой России на мероприятии подобного масштаба.

– Коллеги-болельщики попросили меня задать вопрос о вашем футбольном клубе.

– Спортивном клубе PSV – Philips?

– Именно. Чем он является для вас – бизнесом или развлечением? Как компании с индустриальным фокусом удается удерживать команду в списке мировых лидеров?

– Из всех команд, когда-либо спонсировавшихся частной компанией, PSV обладает самой длительной историей. Она носит имя Philips с 1913 г., и для нас верность клубу имеет некое ностальгическое значение. На сегодняшний день команда независима, мы оказываем финансовую поддержку, однако PSV ведет собственную политику.

– Является ли это для вас бизнес-проектом?

– В определенной степени. Для нас это небольшой проект, но он в первую очередь позволяет нам общаться с людьми по всему миру – как в случае с сотрудничеством между PSV и Футбольным клубом Индии. Это прекрасная точка соприкосновения. Другая сфера, позволяющая знакомиться с новыми людьми, – культура. В этой связи хотелось бы упомянуть о нашем сотрудничестве с Эрмитажем. Знаете ли вы, что мы являемся спонсорами Эрмитажа в Амстердаме? Philips – партнер-учредитель демонстрации коллекции Эрмитажа в Нидерландах. Спорт и культура – сферы, открывающие наибольшие возможности для сотрудничества, поскольку они максимально затрагивают жизнь людей.