Торговля запуталась в сетях

Основными препятствиями для развития ритейлеры называют дефицит помещений и высокую конкуренцию

Петербург занимает 1-е место в России по темпам развития продуктовой сетевой розницы, рассказывает гендиректор Infoline Иван Федяков. Совокупная доля крупных торговых сетей на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Петербурге – около 75%, говорит директор Центра исследования рыночной среды Дмитрий Даугавет. В Москве проникновение сетевой розницы доходит лишь до 50%, уточняет Федяков. По словам Даугавета, рынок Петербурга развивается за счет присоединения небольших сетей к операторам федерального уровня, а также выхода новых игроков.

Сети наступают

За 2011 г. и I квартал 2012 г. группа «Дикси» увеличила сеть в Петербурге и Ленобласти на 67 до 203 магазинов, говорит ее представитель Лаврентий Губин. По его словам, компания планирует органическое развитие на Северо-Западе. Группа «О’кей», открыв в 2011 г. в Петербурге два гипермаркета и три супермаркета, увеличила количество торговых точек до 34, говорит представитель группы Артем Глущенко. По его словам, в 2013–2014 гг. планируется открытие еще двух гипермаркетов в Петербурге.

X5 Retail Group в этом году откроет в Петербурге магазин премиальных продуктов «Зеленый перекресток», всего у сети в городе 212 магазинов «Пятерочка», 27 супермаркетов «Перекресток» и 15 гипермаркетов «Карусель», сообщил представитель X5. Финская корпорация SOK в 2012 г. увеличила число супер- и гипермаркетов Prisma до девяти, сообщается на сайте компании. Планируется открытие логистического распределительного центра, передал через пресс-службу президент компании Оу Веса Пуннонен. Холдинг Kesko собирается в этом году открыть в Петербурге первый за пределами Финляндии продуктовый гипермаркет К-citymarket, а к 2015 г. запустить в Петербурге и Москве 10 магазинов, сообщается в отчетности компании. «Лента» открыла один гипермаркет с начала года, увеличив количество точек сети до 15, говорит ее представитель Яна Могилева. «Магнит», у которого в Петербурге 15 точек, планирует расширять сеть, сообщает представитель компании. «Интерторг», у которого 143 универсама «Народная семья» и 11 магазинов «Идея», а также франшиза на развитие в Петербурге голландской сети супермаркетов Spar, по словам управляющего Олега Рыбакова, намерен в ближайшие несколько лет увеличить долю присутствия на рынке в 2 раза. В конце весны под управление ОАО «Интерторг» перешел 21 магазин «Норма», говорит Рыбаков.

Холдинг «Продовольственная биржа» с начала года открыл четыре магазина «Полушка», увеличив сеть до 85 точек, сообщается на сайте компании, также у сети пять супермаркетов «Лайм». ООО «Городской супермаркет», развивающее премиальную сеть «Азбука вкуса», в этом году планирует открыть в Петербурге три супермаркета, а в ближайшие три года – 10, сообщил представитель сети Андрей Голубков.

По данным Петростата, оборот розничной торговли в Петербурге в 2010 г. увеличился на 13,1% до 685,1 млрд руб., а в 2011 г. – на 8,3% до 742,1 млрд руб. Реальные денежные доходы петербуржцев за 2011 г. увеличились на 0,3%.

Группа «О’кей» увеличила LFL-продажи в I квартале 2012 г. по сравнению с прошлым годом на 12,1% в большей части городов своего присутствия, включая Петербург, говорит Глущенко. Петербург приносит более половины доходов группе «О’кей», следует из отчетности компании. Выручка группы «Дикси» в Петербурге в 2011 г. достигла 21,8 млрд руб., что составляет пятую часть общей выручки компании, говорит Губин. По словам Рыбакова, объем выручки с 2008 г. рос на 40% в год, а в 2012 г. рост в продовольственной рознице остановился, потребительский трафик остается на прежнем уровне.

Нет места

Свободных площадей для открытия магазинов в Петербурге уже практически не осталось, сетует Рыбаков. Присутствует дефицит площадей для розничных сетей в центральных районах Петербурга, подтверждает директор департамента торговой недвижимости «Арин» Екатерина Лапина. По ее словам, продуктовые сети после кризиса 2008 г. первыми начали развитие, спустя год стал искать помещения общепит, затем ритейлеры одежды. По ее словам, операторы розничной торговли ищут помещения различного формата по оптимальной цене – от 1000 до 1500 руб. за 1 кв. м в месяц, но общепит предлагает собственникам более высокую арендную ставку за ту же площадь. Собственники разделяют помещения на несколько частей, увеличивая арендную ставку в среднем на 20% до 2500 руб. за 1 кв. м в месяц, говорит она.

Один из основных путей развития – строительство новых торговых площадей или переформатирование уже существующих зданий, потенциальные зоны развития – районы новостроек, считает Рыбаков. «Продовольственная биржа» строит трехуровневый торговый центр, в котором расположится собственный гипермаркет «Лайм», рассказала вице-президент по строительству холдинга Ольга Ватутина. Операторы готовы арендовать помещения в густонаселенных спальных районах даже в близком соседстве с конкурентами, удивляется Лапина.

Закон о торговле запрещает ритейлерам, доля рынка которых в денежном выражении превышает 25%, приобретать или арендовать в регионе дополнительную площадь для торговли. Предельной доли в Петербурге достигла только X5 Retail Group, у остальных есть возможность для развития, говорит Даугавет. По его словам, не охвачен крупными сетями в основном только формат небольших магазинов и павильонов внутри жилых кварталов и в оживленных местах. Одиночные магазины не выдерживают конкуренции с сетевыми операторами и либо перепрофилируют свой бизнес, либо вливаются в крупные сети, говорит Губин. Поставщики продают сетям свою продукцию на 30% дешевле, у сетей больше возможностей для сбыта, говорит владелец магазина «Яна» Татьяна Житнева. Сети перетягивают потребительский трафик, жалуется она.

Последний бросок

Малый формат в Петербурге искусственно сужен административными ограничениями, например запретом открывать магазины в остановочных павильонах, вспоминает Даугавет. Сильно ударил по магазинам «у дома» и запрет на продажу крепкого алкоголя с 23.00 до 8.00. В соответствии с принятым в прошлом году законом «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» с июля 2012 г. вводится запрет на продажу в ночное время пива с содержанием алкоголя более 5%, а с 1 января 2013 г. – на продажу всех видов пива и напитков. Администрация Петербурга намерена продлить запрет на продажу алкоголя с 21.00 до 9.00. По словам Житневой, на алкоголь приходится от 15 до 20% выручки магазина. Алкогольные напитки и табачные изделия являются основными источниками дохода магазинов формата «у дома», подтверждает Федяков. Сети только выиграют, если разорится традиционная розница, говорит он.

По словам Даугавета, существующий уровень охвата рынка крупными розничными сетями в Петербурге был достигнут в 2006–2007 гг. и с тех пор не повышался. Дальнейший рост доли крупных сетей в продовольственной рознице в Петербурге скорее всего возможен, только если сетевая организация освоит самый малый формат, констатирует он. Розничные сети постоянно предлагают выкупить помещение магазина, говорит Житнева.

Немецкий ритейлер Metro Cash & Carry запускает сеть франчайзинговых магазинов формата «у дома» под брендом «Фасоль». Площадь магазинов – от 40 до 100 кв. м, а дневная выручка – 20 000–100 000 руб. В планах ритейлера открыть 15 франчайзинговых магазинов в Петербурге и Ростове. Самостоятельные магазины – рынок сбыта для небольших российских производителей, которым не попасть в торговые сети, проект Metro – очередной шаг по расширению сетевой торговли, считает председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.