Ориентиры: Здесь не ходят

Москве нужны торговые улицы по западному образцу, считают консультанты.

Но расходятся во мнении, кто должен их формировать – городские власти или сами собственники объектов стрит-ритейла.

Лишь одна улица Москвы может считаться сейчас торговой в европейском понимании – это Столешников переулок, где массово представлены люксовые зарубежные марки (одежда, обувь, ювелирные изделия и т. д.). Остальные более-менее сформированные торговые коридоры вроде Тверской и двух Арбатов (Старого и Нового) уже несколько раз поменяли свою направленность, отмечает Денис Колокольников, гендиректор RRG: «Они превращались из банковских улиц в fashion-зоны, из fashion-зон – в развлекательные, из развлекательных – в места скопления точек общепита».

Целенаправленно поехать на Тверскую, чтобы купить что-то в определенном магазине, клиент вряд ли соберется: и магазина этого там может уже не быть (в среднем ротация арендаторов в московском стрит-ритейле, по словам Натальи Давиденко из Praedium Oncor International, происходит раз в пять лет, а то и чаще), и с парковкой проблемы. Да и, как правило, на топовых торговых коридорах обычно располагаются «витринные» магазины брендов, которые можно найти чуть ли не в каждом раскрученном столичном торгцентре. Стрит-ритейл – для импульсных покупок. «Слава богу, что еще есть такие магазины, – восклицала одна из брокеров на круглом столе «Ведомости. Недвижимости». – Если мне с работы надо поехать на встречу, но у меня нет блузки и мне надо ее купить, сложно добираться куда-то в «Европейский» или в «Афимолл», у меня нет столько времени. Я иногда мечусь в ужасе, не знаю, куда побежать, в какой магазин ближайший. Я тут забежала в один магазин обуви, попросила принести пять коробок и взяла три». И таких клиенток, которые за 10 минут способны сделать покупки на 20 000 руб., по словам этой дамы, довольно много.

У них сейчас есть возможность побегать по 150 км улиц, где, по подсчетам RRG, магазины занимают 750 000 кв. м. Это ничто по сравнению с арендопригодным метражом в качественных торговых центрах (от 3,1 млн до 3,8 млн кв. м, по разным оценкам консультантов «большой пятерки»). И в ТЦ арендаторы «собраны в кучку по интересам» и в соответствии хоть с каким-то планом, а в стрит-ритейле рассыпаны, как правило, абсолютно бессистемно, в зависимости от воли собственников. Которые зачастую, по словам Сергея Гипша из Knight Frank, «не заморачиваются никакой, даже минимальной, концепцией».

При желании сделать мастер-планирование несложно и этим должен заниматься город, считает Илья Адамский из Московского ювелирного завода. Он привел в пример опыт Гамбурга, где власти решили преобразовать старый порт в центре города: «Территорию разбили на кусочки, предложили инвесторам – город подвел коммуникации и установил правила игры». В Москве в центре есть промзоны, которые могут быть преобразованы в хорошо организованные пространства, в том числе торговые.

Москва – не пешеходный город, объясняет неразвитость торговых улиц Сергей Гипш. Автомобилисту на скорости 60 км/ч и более трудно принять мгновенное решение зайти именно в этот магазин. Стрит-ритейлу мешает и плохая погода, добавляет он: «Бывает, что не хочется выходить на улицу, а если и заехать в магазин, то попасть в крытый паркинг и чувствовать себя защищенным».

Подпрограмма «Пешеходная доступность объектов городской инфраструктуры» стала частью «Развития транспортной системы [Москвы] на 2012–2016 гг.» и может рассчитывать на 1,205 млрд руб. бюджетных денег. Ее целью определено создание удобных, коротких пешеходных связей между объектами городской инфраструктуры.

В столице даже обсуждался вариант очистить от автомобилистов Тверскую. Главный архитектор города Александр Кузьмин на страницах «Российской газеты» назвал идею хорошей: «Тверская у нас перекрывается во время всех праздников. Вполне можно иметь другой график движения в городе и по воскресеньям <...> Организовать пешеходное движение вполне можно». Впрочем, судя по показателям вышеупомянутой подпрограммы, до 2016 г. этот вопрос вряд ли будет решен положительно. Километраж пешеходных дорожек в ЦАО останется прежним – 2,2 км.