Разошлись по экранам

В ближайшие месяцы крупнейшие российские операторы связи планируют вывести на рынок сервис multiscreen. Их подписчики смогут смотреть одинаковый набор каналов платного ТВ на компьютерах, планшетниках и домашних широкоэкранных телевизорах

В III квартале 2012 г. multiscreen (в России эту технологию называют «три экрана») планируют запустить «Ростелеком», МТС и «дочка» «Газпром-медиа» – спутниковый оператор «НТВ-плюс». До конца года такой сервис намерены ввести «Мегафон» и «Вымпелком», а также подконтрольный РЖД «Транстелеком».

Есть среди производителей телеконтента и такие, кто считает, что выход на ТВ-рынок мобильных устройств – ключ к увеличению аудитории телеканалов. Телевидение для планшетов и смартфонов будет очень востребовано, заверял недавно корреспондента «Ведомостей» гендиректор «Аскона» (представляет в России канал Eurosport) Александр Силин: этих устройств в России все больше и люди уже не хотят привязываться к телевизору или ПК. Выход на «три экрана» расширит аудиторию платных каналов, отметила владелец и гендиректор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева, хотя организовать вещание в трех средах телеканал может и без оператора: свидетельство тому – опыт самого «Дождя».

Multiscreen позволяет смотреть от нескольких десятков до нескольких сотен каналов на телевизоре, компьютере и планшетнике – в зависимости от того, какое из устройств ближе. Подписаться на этот сервис могут как собственные абоненты оператора, уже пользующиеся его прочими услугами, так и пришедшие впервые. Во втором случае абоненты платят не за интернет-трафик, цены на который снижаются едва ли не каждый месяц, а за контент, отмечает гендиректор Telecomdaily Денис Кусков.

Multiscreen – относительно новая технология и для европейских операторов, отмечает Кусков. В последние год-два ее запустили T-Mobile (мобильное подразделение Deutsche Telekom), Orange, Vodafone (британская компания не располагает развитой сетью фиксированной связи и перепродает медийный контент через сети операторов-партнеров). По данным британской IHS Screen Digest, в 2011 г. во всем мире multiscreen-сервис поддерживали 18 операторов кабельного ТВ и 16 компаний прямого спутникового вещания (DTH). Еще 15 проектов находились на стадии подготовки.

Операторы планируют подписать на этот видеосервис сотни тысяч абонентов. Один только «Ростелеком» обещает набрать к концу года около 100 000 подписчиков multiscreen. Директор по операционной деятельности «дочки» «Мегафона» Megalabs Виталий Стародубов прогнозирует, что к аналогичному сервису «Мегафона» к 2015 г. подключится около 1,5 млн абонентов. А сервисом «НТВ-плюс» за первый год воспользуется не менее 1 млн подписчиков, уверен директор по маркетингу телекомпании Алексей Журавлев.

О тарифах на новую услугу пока рассказал лишь «Ростелеком». Его абоненты смогут смотреть на широком экране, компьютере и iPad одинаковый набор из 180 телеканалов за 220–280 руб. в месяц (в зависимости от региона). Тем, кто не пользуется его услугами связи, доступно от 107 до 114 каналов только на ПК и мобильных гаджетах за 250 руб. в месяц. Для сравнения: один из крупнейших в мире операторов платного ТВ – английская Dish Network требует за свой multiscreen-сервис (запущен в мае 2012 г. совместно с провайдером медиаконтента Roku) не менее $19,99 в месяц.

Главные проблемы с внедрением multiscreen в основном не технические, а юридические, признается сотрудник одного из операторов. Одни телекомпании не дают права на использование своего контента в мобильной среде, другие говорят: «Вы можете продавать контент как угодно, но только в своей сети». Проблема с «очисткой» прав на мобильное вещание телеконтента есть, но она решаемая, считает гендиректор NBC Universal в России Мераб Габуния. Еще 4–5 лет назад телеканалы не рассматривали мобильное вещание всерьез и, соответственно, не занимались специальной «очисткой» контента, напоминает он. Но все зависит от позиции операторов: если провайдер платного ТВ хочет делать бизнес на продаже контента и делиться выручкой с правообладателем, тот, скорее всего, пойдет навстречу. Если же цель оператора исключительно привлечение новых абонентов, не генерирующих дополнительный денежный поток, то правообладателю это не очень интересно, рассуждает Габуния. Операторы практически синхронно запускают multiscreen-проекты, ориентируясь на стремительный рост базы пользователей смартфонов и планшетников, – эти люди, по мнению Габунии, и будут составлять ядро пользовательской базы «трех экранов».

Megalabs договорилась с правообладателями о трансляции 50 каналов, на момент запуска услуги их будет больше 100, ранее говорил «Ведомостям» Стародубов. МТС подписала соглашения более чем с 60 правообладателями, рассказывала ее представитель Валерия Кузьменко. Запуск сквозного вещания расширит абонентскую базу платного телевидения МТС, а в перспективе увеличит и средний счет существующих пользователей, надеется она. А «НТВ-плюс» удалось договориться о трансляции на «три экрана» 28 каналов (стоимость месячной подписки – от 79 руб.).