На пороге ВТО: Готовимся вместе с Таможенным союзом

Евразийская экономическая комиссия

Наднациональный орган управления. Создана решением президентов России, Белоруссии и Казахстана в конце 2011 г. как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства трех государств с возможностью присоединения других стран. Организация не подчинена какому-либо из правительств, решения комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран.

Россия находится в ситуации, когда почти одновременно появляется Таможенный союз и страна вступает в ВТО. И если создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана означает для отечественных предприятий расширение рынка и возможность увеличить свои продажи – и это безусловные плюсы, – то вступление в ВТО наряду с явными плюсами несет риск возможных негативных последствий.

Российские государственные органы разрабатывают план по адаптации отечественных предприятий к условиям работы в рамках ВТО. Аналогичную работу, но на уровне Таможенного союза проводим и мы в Евразийской экономической комиссии.

ВТО вводит определенные условия, которые ограничивают инструменты защиты той или иной страной своих производителей. Во-первых, это ограничение по уровням связывания (консолидации) таможенных пошлин. (Юридическое обязательство страны не повышать ставки пошлин на конкретные товары, указанные в ее перечне тарифных обязательств, выше обозначенных уровней. Правила ВТО разрешают связывать пошлины на так называемом предельном уровне – Ceiling Rate, который выше, чем действующий уровень, установленный в ходе тарифных переговоров. Это означает, что страна может свободно повышать действующий уровень пошлин – Applied Rate до предельного уровня, не нарушая своих обязательств. В настоящее время развитые страны связали 100% ставок пошлин на промышленные товары. Уровень связанных пошлин у развивающихся стран – ниже. – «Ведомости».) Во-вторых, серьезно ограничиваются многие дискриминационные политики, возможные в отношении иностранных товаров. В-третьих, ограничиваются возможности использования технических барьеров – к примеру, в санитарном и фитосанитарном регулировании.

Наконец, многие российские программы по субсидированию производителей (принятые, в частности, после кризиса) придется либо отменить, либо переформатировать, сохранив их позитивный результат.

В условиях ВТО именно защитные меры станут одним из наиболее популярных инструментов торговой политики и политики по защите российских производителей (так же как и белорусских и казахстанских).

Что касается самих защитных мер и нормативно-правовой базы, которая регулирует их применение: в Таможенном союзе основной для нас базовый документ – Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (принято 25 января 2008 г., внесены изменения 18 октября 2011 г. – «Ведомости»). Эти меры не применяются к производителям стран – участниц союза. Соглашение предусматривает, что расследование, которое необходимо осуществить до введения самих мер, открывает и проводит департамент защиты внутреннего рынка, который я возглавляю. Расследования, начатые национальными органами, например Минпромторгом, также передаются для завершения в наш департамент.

С нашей точки зрения, после присоединения России к ВТО наиболее популярным инструментом защиты наших производителей станут антидемпинговые меры – так же как в большинстве развитых стран.

Антидемпинговые меры противодействуют демпинговому импорту. Расхожий пример: когда, скажем, товар из Китая поставляется по ценам более низким, чем на китайском рынке. Чтобы на законных основаниях применить антидемпинговые меры, необходимо доказать наличие демпинговой маржи при поставке товара, наличие или угрозу материального ущерба производителям Таможенного союза – ущерба, который выражается в ухудшении их производственно-экономических показателей. Также нужно доказать причинно-следственную связь: именно такие поставки по демпинговым ценам нанесли ущерб российским и другим производителям Таможенного союза. Антидемпинговые меры могут применяться в виде пошлин либо в виде ценовых обязательств.

Существует механизм установления предварительных антидемпинговых мер, который, к сожалению, до сих пор в России практически не применялся, несмотря на предоставляемую законодательством РФ возможность. Если я верно помню, за 10 лет эта возможность была использована всего один (!) раз. Предварительная антидемпинговая мера применяется для того, чтобы обеспечить некоторый уровень защиты производителя на время проведения расследования – она может действовать в течение 4–6 месяцев. Окончательная же антидемпинговая пошлина, которая устанавливается уже по итогам расследования, может действовать до 5 лет при наличии для этого основания. Обычно она устанавливается в размере, равном размеру демпинга, который определяется в ходе расследования.

Другой вариант – ценовые обязательства. То есть обязательства со стороны иностранного производителя о поставке товара на территорию Таможенного союза по цене, не ниже оговоренной.

Еще один инструмент защиты внутреннего рынка – компенсационные меры. Они предназначены для того, чтобы нивелировать последствия субсидирования иностранными государствами своих производителей. Для введения компенсационной меры (так же как и для антидемпинговых мер) необходимо доказать: а) материальный ущерб производителям Таможенного союза от импорта, который осуществляется при поддержке своего производителя иностранным государством; б) причинно-следственную связь: ущерб нанесен именно этим импортом. Компенсационная мера (равно как и антидемпинговая) может применяться к товарам из конкретных стран. Основным ее видом является компенсационная пошлина, которая устанавливается в размере рассчитанных субсидий, предоставленных иностранному производителю. И здесь тоже возможно применение предварительной компенсационной пошлины на период расследования.

Следующий инструмент, самый популярный в России сегодня (но он вряд ли останется таковым после присоединения к ВТО), – специальные защитные меры для ограничения импорта на определенный срок. Речь идет о периоде, необходимом для того, чтобы отечественная отрасль адаптировалась к условиям конкуренции с иностранными производителями. Специальные защитные меры применяются, когда наблюдается резкий рост импорта товара, и – опять же – такой рост наносит ущерб или создает угрозу ущерба представителям Таможенного союза. И снова возможно применение предварительных специальных пошлин в ходе расследования – для предотвращения ущерба. Особенность специальных защитных мер состоит еще в том, что они могут применяться как в виде пошлины, так и в виде импортной квоты – ограничения по объему импортируемого товара или по стоимости этого объема.

Как добиться применения защитных мер. Все начинается, как я говорил, с расследования – и его нужно инициировать, поскольку оно проводится на основании заявления (вместе с рядом других обязательных документов его следует направить в департамент защитного внутреннего рынка ЕЭК). Крайне редко, в исключительных случаях, когда компаний-заявителей очень много, предусмотрен вариант открытия расследования по инициативе органа расследования.

Антидемпинговые и компенсационные меры могут вводиться после расследования, которое может быть проведено в течение 12 месяцев. Срок расследования для введения специальных защитных мер обычно 9 месяцев. В процессе расследования мы направляем заявителю запросы, проверяем соответствие изложенной им информации данным бухгалтерской отчетности компании и т.п. В ходе расследования также проводится публичное слушание с участием заинтересованных лиц. Это такой, я бы сказал, квазисудебный процесс, когда оппоненты – те, кто против, и те, кто за введение мер, – задают друг другу вопросы и обмениваются мнениями. Затем в течение нескольких месяцев готовится доклад. Решение согласовывается с государствами Таможенного союза и обсуждается на коллегии ЕЭК, которая затем и обеспечивает его выполнение.

Чтобы заявление было принято, необходима поддержка его производителями, на долю которых приходится 25% от общего объема производимого товара в Таможенном союзе; также к заявлению прилагаются доказательства о факте демпингового импорта, субсидирования в иностранном государстве – все это обязательные требования.

Важно, что соглашение о защитных мерах разрабатывалось в соответствии с принципами ВТО, где эта сфера детально, подробно регулируется.

Я бы не стал говорить об индивидуальном включении малого и среднего бизнеса в процесс реализации защитных мер. Основную роль здесь как раз играют ассоциации и другие организации, которые объединяют производителей конкретного товара и производителей в конкретном секторе. Ведь в одиночку могут добиться чего-то только очень крупные предприятия. Поэтому мы сразу говорим всем: чтобы в рамках ВТО эффективно отстаивать свои позиции, нужно объединяться и, в частности, создавать ассоциации.

Нет, впрочем, правил без исключений. Я сошлюсь на один пример из прошлого опыта. Была ассоциация (не знаю, существуют ли она сейчас) производителей дрожжей в Российской Федерации. Она объединяла сравнительно небольшие компании – пять, кажется, заводов; и был один человек, который, собственно, и представлял собой эту ассоциацию (понятно, что больших организационных и материальных ресурсов они выделить не могли). И несмотря на это, они несколько лет назад добились введения специальной защитной меры, которая действовала три года. Так что, в принципе, все возможно, нужно только этим заниматься.

Очевидно, что мы не сможем реагировать на проблемы каждого малого предприятия – их слишком много. Гораздо эффективнее взаимодействовать в формате ассоциации, представляющей именно пул производителей. Тем не менее, если есть какие-то конкретные проблемы, приходите – будем разговаривать, будем помогать вам. Я не обещаю, что мы все сделаем за производителей: и напишем за них все документы, и введем меру в то время, как они будут сидеть и спокойно ждать, а потом пользоваться этими благами. Придется и самим немало поработать.