Правила игры: Хуже всего – в Москве

Рейтинг Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса в России» показал, что бизнес-климат в российской провинции намного лучше, чем в столице. Но в Москве больше денег, это компенсирует недостатки госрегулирования
Reuters/ Kim Kyung-Hoon

Если бы столица была в Ульяновске, поручение президента по повышению места России в глобальном рейтинге Doing Business уже было бы выполнено, пошутил министр экономического развития Андрей Белоусов по поводу результатов внутрироссийского исследования условий ведения бизнеса. Из 30 исследованных городов лучшим оказался Ульяновск, а худшим – Москва. Три года назад, когда составлялся первый субнациональный рейтинг из 10 городов (рейтинг, вышедший в июне этого года, – второй), она тоже замыкала список.

Прорыв России из аутсайдеров в топ Doing Business с этого года стал политической задачей: в мае президент Владимир Путин предписал, что за 6 лет Россия должна подняться в этом рейтинге на 100 ступеней вверх – со 120-го места среди 183 стран на 20-е. Агентство стратегических инициатив (АСИ) уже подготовило расчеты – «дорожные карты», показывающие, какие шаги в регулировании нужно предпринять, чтобы взобраться на вершину рейтинга. «Поднимать» придется Москву – именно она представляет Россию в глобальном рейтинге. По всем четырем критериям, взятым за основу внутрироссийской версии глобального Doing Business, столица в конце списка.

В регионах, как выявило исследование, «дорожные карты» местными властями уже частично реализованы: провинциальные города могли бы обеспечить России более высокое место в глобальном рейтинге.

Российский рейтинг составлялся по четырем критериям: простота открытия бизнеса, регистрации собственности, подключения к энергосетям и получения разрешений на строительство. И, например, если срок получения разрешений на строительство сократить с 392 дней до 150, как в Сургуте, то Россия по этому показателю поднимется сразу на 95 ступеней – до 78-го места, а если при этом стоимость процесса удешевить до 40% подушевого дохода, как в Казани, то место России будет не 113-м, а 46-м. Если же число требуемых для согласования стройки процедур уменьшить до 17, как в Калининграде, то с последнего места в мире Россия поднимется на 13-е.

Срок регистрации собственности, как в Хабаровске, повысит рейтинг России по данному показателю на 75 позиций – до 28-го места. Если зарегистрировать компанию можно будет не за 30 дней, а за 16, как в Калининграде, то открыть бизнес в России станет так же быстро, как в странах Восточной Европы и Центральной Азии. А если подключение склада к электросети будет стоить 112% дохода на душу населения, как в Омске, это окажется дешевле, чем в 75% стран мира.

Лучшие практики

Ни один город не получил одинаково высоких оценок по всем четырем критериям, оказавшись в чем-то лучше, а в чем-то хуже. Начать свое дело проще всего в Петербурге и Волгограде, но в Петербурге сложно зарегистрировать собственность, а в Волгограде – получить разрешение на строительство. В Сургуте, наоборот, начать строительство можно быстрее, чем в любом другом городе, но там самый сложный процесс регистрации предприятия. Самара в первой десятке по легкости оформления права собственности, но за разрешение на стройку там придется заплатить почти 1,3 млн руб. – в 3,5 раза больше, чем в среднем по 30 городам. Калининград на третьем месте по простоте оформления разрешений на строительство, но в последней десятке по подключению к энергосетям и регистрации собственности.

Тем не менее условный усредненный российский город по простоте процедур в мировом рейтинге оказался бы выше Москвы. Подобные результаты, по мнению директора группы ВБ Аугусто Лопез-Клароса, повод для оптимизма: если в каком-то городе уже наработана наилучшая практика, то ничто не мешает другим ее позаимствовать.

Ряд позитивных сдвигов в регулировании обусловлен внедрением предписанных федеральным законодательством правил, а также более активным надзором регулирующих органов за их соблюдением, замечает ВБ. Так, в 2008 г. выдача градостроительного плана земельного участка в Воронеже занимала почти год, а благодаря реализации установленных в Градостроительном кодексе предельных сроков – сократилась до 10 дней. Выдача градостроительного плана стала бесплатна на всей территории страны, стоимость регистрации объекта унифицирована во всех городах. Однако успех реформ, инициированных на федеральном уровне, зависит и от местных условий.

Например, подключение к системам водоснабжения и канализации из-за разницы в тарифах стоит от 31 125 руб. в Ростове-на-Дону до 244 300 руб. в Иркутске. С 2011 г. федеральные нормативные акты оговаривают возможность регистрации в Фонде обязательного медстрахования через Пенсионный фонд, но в большинстве городов предпринимателям такая возможность не предоставлена. На этапе перед строительством во всех городах требуются аналогичные процедуры, но в Екатеринбурге, Мурманске, Петрозаводске, Ростове-на-Дону и Сургуте их число сокращено до 6, тогда как в Москве составляет 23, включая согласования в МЧС и ГИБДД. Сокращение числа процедур не всегда экономит время: в Новосибирске предприниматели предпочитают потратить на прохождение необходимых для регистрации бизнеса инстанций 22 дня, чем ждать получения регистрационных документов по почте.

По простоте получения разрешений на строительство Россия в глобальном рейтинге на 178-м месте: в Москве процесс состоит из 47 процедур, занимает 392 дня и стоит 171,5% дохода на душу населения. В среднем по 30 городам этот процесс проще (25 процедур), быстрее (269 дней) и дешевле (121,4% дохода). Усредненный российский срок получения разрешений на стройку меньше, чем в Восточной Европе и Центральной Азии, а если ориентироваться на Сургут – то меньше, чем в среднем по странам ОЭСР. Однако сложность и дороговизна процесса в столице обусловлена объективными местными условиями – сложной геоосновой, объясняет вице-мэр Москвы Андрей Шаронов, добавляя, что с конца 2011 г., когда вышел последний глобальный рейтинг, срок получения разрешения на строительство власти Москвы уже сократили в 1,5 раза.

Сложность подключения к энергосетям – общемировая проблема: опрошенные ВБ предприниматели из 109 стран назвали ее главным препятствием для своего бизнеса. В России с этим хуже всех – по условиям подключения к электроэнергии она на последнем, 183-м месте в мире. В среднем по 30 городам процесс требует прохождения 9 процедур, занимает 230 дней и стоит 664% подушевого дохода – по этому критерию ни один город не приблизился даже ко второй трети глобального рейтинга. Лучше всего ситуация в Саранске, но если бы он представлял Россию в международном исследовании, она заняла бы только 154-е место. Добиться улучшения в этой сфере может помочь реформа энерготарифов, предлагает АСИ: сейчас, по его данным, до 80% договоров у сетевиков приходится на льготников, затраты на подключение которых в десятки раз дороже, чем получаемая оплата, и решить проблему можно повышением тарифа на передачу электроэнергии. По расчетам АСИ, компенсация сетевикам затрат на подключение через повышение тарифа снизит расходы бизнеса на техприсоединение до 25% подушевого дохода.

Опора на собственные силы

Лидер рейтинга Ульяновск ни по одному из четырех критериев не занял 1-е или 2-е места, однако это единственный город, вошедший в первую десятку по всем номинациям.

Для Ульяновской области реформы по упрощению условий для предпринимательства стали вопросом выживания, когда основа экономики – машиностроение – за 1990-е гг. была разрушена. Регион, вспоминает его губернатор Сергей Морозов, подошел к краху, поставив местные власти перед выбором: «Либо мы активно начинаем заниматься рыночной, конкурентоспособной экономикой, либо должны просто принять политическое решение и соединиться с более сильными соседями – Самарской губернией или Татарстаном». Целенаправленно улучшать бизнес-климат и выстраивать взаимодействие с предпринимателями регион начал еще 10 лет назад, тогда же в области появился уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Однако стремление властей идти навстречу бизнесу – условие для развития региональной экономики необходимое, но недостаточное. Из трех факторов, названных в исследовании «Опоры России» ключевыми для роста малого и среднего бизнеса, бизнес-климат стоит после условий спроса в регионе и специфики отраслевой структуры его экономики. Рейтинг «Опоры» условий для предпринимательства в регионах, составленный по таким критериям, как доступность недвижимости, инфрастуктуры, людских и финансовых ресурсов, состояние административного регулирования и система поставщиков, выявил совсем других звезд и аутсайдеров. Лидером среди 40 регионов стала Московская область, Москва – в середине списка, а последние места в нем заняли Ростовская и Иркутская области, чьи столицы в рейтинге ВБ вошли в первую десятку (Ростов-на-Дону на 4-м месте, Иркутск – на 10-м).

Результаты «Ведения бизнеса в России» удивительным образом соотносятся с макроэкономическими показателями регионов: первые строчки рейтинга занимают не самые богатые регионы, последние – не самые бедные. Совокупная доля в российском ВВП первых восьми регионов рейтинга в 1,9 раз меньше, чем стоящих на восьми нижних строчках (без учета Москвы). Доля топ-3 городов в доходах бюджетной системы страны в 3,7 раз меньше, чем трех последних (не считая Москвы), а в общероссийском рейтинге величины доходов на душу населения Ульяновск, Саранск и Владикавказ – топ-3 российского Doing Business – заняли бы 64-е, 74-е и 61-е места соответственно. Число малых предприятий в расчете на 1000 населения, по данным Росстата, составляет 18 – в Москве и 25 – в Петербурге, 10 – в Ульяновске и 7 – в Мордовии.

На долю Москвы приходится 22% ВВП и 30% выпуска российской промышленности. Столица обеспечивает 22% доходов консолидированного бюджета России, доходы населения в Москве в 2,3 раза превышают среднероссийский уровень, и каждый 12-й россиянин живет в Москве. Большой рынок и высокий платежеспособный спрос компенсируют предпринимателям издержки, связанные с плохим регулированием.

В других странах ситуация часто схожая: например, в Мексике лучшие условия для ведения бизнеса – в рыбопромышленном городе Колима с населением 135 000 человек и долей в ВВП страны 0,5%. Столицы, как правило, оказываются не во главе субнациональных рейтингов. Но и не являются аутсайдерами: индийская Нью-Дели занимает 6-е место из 17, Пекин входит в топ-10 из 30 китайских городов, Мехико – 30-й из 32. Москва, согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности, намного уступает другим странам БРИК и по уровню институционального развития. Для иностранных инвесторов издержки плохого климата и неэффективных институтов перевешивают потенциальный доход, и с окончанием сырьевого бума ренто-ориентированная экономика становится все менее привлекательной.

Источник роста

Doing Business сфокусирован на оценке влияния госрегулирования на деятельность малых и средних фирм. В основу глобального рейтинга взяты 10 «технических» параметров – от процесса открытия фирмы до судебной защиты контрактов, – анализирующих, насколько текущее законодательство стимулирует или усложняет развитие предпринимательства в стране.

Рейтинг не оценивает уровень привлекательности ведения бизнеса в стране и ее глобальной конкурентоспособности с точки зрения внешнего инвестора. Макроэкономическая ситуация, размер рынка, качество инфраструктуры, эффективность государственных институтов, защита прав собственности, уровень коррупции и другие подобные критерии, служащие для оценки инвестиционной привлекательности страны и эффективности госуправления по улучшению делового климата, в параметры рейтинга не входят.

У ориентира Doing Business на малые и средние национальные компании объяснение простое, писал в статье для «Ведомостей» бывший член советов директоров учреждений группы ВБ Алексей Квасов: ВБ, занимающийся поддержкой бедных стран, придерживается мнения, что для достижения устойчивого развития и искоренения бедности внутренняя экономическая активность первичнее иностранного капитала. Исследование ВБ Voice of the Poor, в ходе которого было опрошено 60 000 малоимущих жителей разных стран, показало, что большинство из них в качестве способа преодоления бедности видят либо создание собственного предприятия, либо доходы от работы по найму. В то же время в бедных странах до 80% бизнес-активности сосредоточено в теневом секторе, где работники не имеют социальных гарантий, искажена конкуренция и в конце концов неполностью или вообще не платятся налоги. Упрощение законодательства и снижение административных барьеров способствуют выходу компаний из тени и росту частного сектора, а значит, и доходов государства, и уровня жизни его граждан. Для обеспечения экономического роста нужны условия, при которых энергичные предприниматели с хорошими идеями могут учреждать эффективные компании, развиваться и создавать новые рабочие места, констатирует ВБ.

Россия, по градации ВБ, страна небедная, она входит в верхнюю группу государств со средним уровнем доходов. Но масштаб теневого бизнеса можно проиллюстрировать результатами предпринятой Росстатом в 2010 г. полной «переписи» малого и среднего бизнеса. Примерно каждое пятое юридическое лицо и каждый третий частный предприниматель предоставили «нулевые» отчеты, что может свидетельствовать либо об отсутствии реальной деятельности, либо о сокрытии ее результатов, говорится в записке статслужбы; а примерно 50% юрлиц и 20% ИЧП статслужба по адресу регистрации просто не нашла.

Бремя плохого регулирования для малых фирм тяжелее, чем для крупных. По данным исследования российских предприятий, проведенного ВБ и МФК в 2009 г., зарплаты в малых компаниях растут более чем втрое медленнее, чем в крупных, банковскими кредитными ресурсами располагают 17% малых компаний против 64% крупных, 36% малых фирм приходится конкурировать с теневым бизнесом. Почти каждое третье взаимодействие с регулирующими органами сопровождается требованием взятки, а времени на подключение к электросетям малым фирмам требуется в 1,5 раза больше, чем крупным. Руководители малых компаний на выполнение связанных с госрегулированием процедур тратят почти 15% рабочего времени, в 1,7 раза больше, чем в среднем в мире, и в 1,5 раза больше, чем в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Малые и средние предприятия в России обеспечивают 20% рабочих мест – меньше, чем в Бразилии (25%), Турции (35%) или США (42%), сравнивают ВБ и МФК в докладе.

Улучшение делового климата стоит в центре внимания подавляющего большинства стран мира – за последние 7 лет 163 страны провели реформы, призванные сделать регулирование более благоприятным для бизнеса. По просьбе правительств ВБ и МФК проводили субнациональные исследования более чем в 20 странах. Но Россия, пожалуй, единственная из числа крупных, кто превращает технический рейтинг в интегральный критерий эффективности государственной политики, замечает Алексей Квасов, хотя ориентир на Doing Business нельзя назвать ложной целью – при всех своих ограничениях это полезный инструмент для улучшения госрегулирования.

Приводимые ВБ результаты исследований показывают, что, например, сокращение срока регистрации предприятий может дать стране прибавку в темпах роста ВВП на 0,36 процентных пунктов, а устранение сбоев в подаче электроэнергии – на 0,5 п.п. Результаты Doing Business, подсчитали его авторы, тесно коррелируют с рейтингами мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума и регулирования рынков ОЭСР. Упрощение бюрократических процедур, способствуя снижению финансового и административного бремени на бизнес, ведет к росту его конкурентоспособности, в том числе в международном масштабе, и, с другой стороны, повышает привлекательность внутреннего рынка для иностранных инвесторов, поскольку малый бизнес выступает важным сервисным и логистическим звеном в деятельности крупных компаний. Однако упрощение административных процедур не заменит необходимости системных реформ в зашедших в тупик институциональных сферах, определяющих траекторию развития страны и находящихся вне поля зрения Doing Business.