Правила игры: Налоги малого бизнеса – муниципалитетам

Коротко о том, что нам удалось сделать для малого и среднего бизнеса за последние несколько лет. Удалось сократить административные барьеры. С помощью ФЗ № 294 («О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») в какой-то степени мы смогли обуздать плановые проверки, которые теперь проходят один раз в 3 года. С 87 до 49 сокращено число видов деятельности, требующих лицензирования. Внеплановые проверки тоже отступили – органы прокуратуры отсекают их примерно в 70% случаев.

«Опора России»

Действует через Общероссийскую общественную организацию МСП «Опора России», НП «Объединение предпринимательских организаций России» (141 отраслевой и территориальный союз и ассоциации предпринимателей), Объединение предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса.

Вместе с бизнес-сообществом разработан типовой договор присоединения к электросетям. Ликвидированы унизительные штрафы за недобор электроэнергии. Решили вопрос и с газом: на совещании в Гудермесе (по развитию Северо-Кавказского федерального округа, 20 декабря 2011 г. – «Ведомости») Владимир Путин распорядился не тянуть с решением вопроса о штрафах за недобор газа.

Вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, исключающие необходимость уплаты НДС при выкупе арендованного имущества.

Вообще нас ждут серьезные изменения в налоговой сфере. Установлено, что до 2018 г. ЕНВД (единый налог на вмененный доход) будет добровольным, а потом предстоит вернуться к этой теме. Но, согласно нашему опросу, 70% предпринимателей считают, что он должен сохраниться в качестве спецрежима. Потому что ожидается, что большое число индивидуальных предпринимателей перейдет на новую систему патента, за которую мы тоже долго бились.

Важная тема – будущее единого социального налога. Мы спросили предпринимателей, как его замена в 2010 г. на страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, с последующим увеличением в

2011 г. ставок отчислений в Пенсионный фонд и ФОМС (в соответствии с ФЗ № 212 от 24 июля 2009 г. – «Ведомости»), повлияла на их деятельность. Выяснилось, что 90% предпринимателей пошли на фактическое снижение зарплаты и отказ от ее повышения, а также не стали расширять штат. 83% отказались от планов по расширению бизнеса. 82% выплачивают часть зарплаты в конвертах. При этом 89% отметили сокращение реальной прибыли за последний год. И если взглянуть на поступления в бюджеты регионов этих социальных платежей, то видно, что в 2009 и 2010 гг. шел рост, а в 2011 г. – резкий провал. Стоит задаться вопросом – так ли уж нужны были такие изменения?

Что еще, на наш взгляд, следовало бы сделать в первую очередь? Должно быть принято решение о том, чтобы налоги от малого бизнеса поступали в большинстве своем в муниципалитеты. Говорят, что тогда якобы 200 млрд руб. выпадают из бюджетов высшего эшелона. Но они не выпадают, они остаются там, где малый бизнес зарегистрирован и работает. И сами муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы всячески развивать малый бизнес, а не ходить с протянутой рукой за субсидиями и субвенциями.

Следует заняться проблемой увеличения спроса на продукцию малого бизнеса.

И еще более серьезного внимания требует тема кластерного развития. Мы должны внедрять передовой мировой опыт по развитию кластеров, потому что это не только инфраструктура и место обитания предпринимателей. Это и наука, и образование, и финансовый механизм. Это весь ареал того, что позволяет конкретному кластеру развиваться в соответствии с приоритетами, сформулированными правительством.