Деньги: Пусть начинающий предприниматель выберет дело по душе

Не так давно мы задумались, как нам решить задачу микрофинансирования. И пришли к выводу, что идти по пути создания собственной микрофинансовой организации смысла нет. Рынок микрофинансирования развивается сегодня достаточно динамично и с точки зрения регулирования, и с точки зрения практики ведения бизнеса. И, поскольку у нас нет специализированных продуктов для этого сегмента рынка, мы посчитали, что интересной формой участия в финансировании таких компаний, увеличивающей доступность и по объему денежных средств, и по их стоимости, стало бы ограничение маржи по схеме МСП-банка.

Сбербанк

Крупнейший банк Центральной и Восточной Европы. Основной акционер – ЦБ РФ (60,3% голосующих акций). Капитализация (ММВБ) – 1,9 трлн руб. На 1 апреля 2012 г. активы составляют – 11 трлн руб., капитал – 1,4 трлн руб., нераспределенная прибыль – 97,4 млрд руб. (данные «Интерфакс-ЦЭА»).

Ведь, как правило, банки при выдаче кредита просят в залог определенные материальные активы. А когда мы говорим про финансирование малого бизнеса, нет смысла просить в залог сеть офисов и еще что-то подобное. И сегодня перед нами стоит задача научиться работать именно с такими небольшими компаниями, чтобы принимать в залог, например, право требования по тем портфелям, которые существуют у них.

Надеюсь, что к концу этого года мы в пилотном режиме запустим такую программу и увидим – каков потенциал рынка и насколько эта программа достигает целей, которые мы перед собой поставили.

Несколько слов про другие наши программы. Сегодня у нас уже работает продукт, который называется «Бизнес-старт». Он рассчитан на создание человеком среднего бизнеса с нуля. То есть вчера он работал по найму, а сегодня начинает собственный бизнес. Но суть этой программы не в том, что мы просто даем деньги, чтобы человек пошел и начал свой бизнес, а в том, что мы разрабатываем типовые финансовые модели для создания того или иного вида бизнеса.

Мы пришли к выводу, что препятствием для организации собственного дела является недостаток знаний или просто страх. «Не понимаю, что делать, не имею бизнес-плана, написать его не могу, в общем, ничего делать не буду». Наш продукт подразумевает, что есть уже готовая модель бизнеса с финансовыми потоками. Понятно, откуда и за счет чего вы будете зарабатывать деньги. Там есть понимание с точки зрения ведения бухгалтерского учета, правовых аспектов и в том числе технологий ведения бизнеса, условно говоря, по какому рецепту и как вы станете печь те пирожки, которые будете продавать.

Мы здесь идем по нескольким направлениям. И прежде всего мы с нашими коллегами-франчайзерами и ассоциациями решили пойти по пути франшизы. То есть решение открывать свой бизнес по франшизе мы подкрепляем финансированием. Не имея достаточно собственных средств для начала такого бизнеса, можно начать его в кредит.

Сегодня у нас в портфеле 12 таких решений, начиная от агентства недвижимости и заканчивая центром раннего развития детей.

Останавливаться на этом мы не собираемся и рассчитываем, что к концу года в нашем портфеле будет несколько десятков таких решений, поскольку мы понимаем, что для начинающего предпринимателя важен «ассортимент», чтобы он мог выбрать бизнес себе по душе.

И этот микробизнес отлично интегрируется в любые реальные, жизнеспособные программы муниципалитета, заинтересованного в повышении самозанятости населения. Особенно это актуально для моногородов.

Кроме того, эта программа актуальна и для тех регионов и муниципалитетов, где ставят своей целью модернизацию и повышение производительности труда. Ведь повышение производительности труда ведет к тому, что часть трудовых ресурсов высвобождается, и, естественно, надо решать вопрос, где эти люди будут зарабатывать деньги.

Сегодня этот продукт реализуется в 60 регионах. И по большому счету наша цель – стать инициаторами появления в России понятного, прозрачного и доступного рынка финансирования начинающих предпринимателей.

В ряде муниципалитетов, с подачи региональных или федеральных властей, созданы индустриальные парки и промышленные зоны. И в этом году мы запустили пилотный продукт, который называется «Бизнес-проект». Он нужен, чтобы компании малого бизнеса могли реализовать инвестиционные проекты на принципах проектного финансирования. Смысл здесь в том, что финансирование здесь идет не по объему выручки и текущим финансовым показателям, а исходя из выручки проекта, который планируется к реализации. И это существенный момент, потому что на сейчас такие продукты, как правило, доступны лишь крупным компаниям, имеющим определенную историю на рынке.

Мы этот продукт привязали к этим индустриальным зонам, чтобы можно было наполнять их резидентами, которые открывали бы новые направления производства. Среди наших заемщиков есть компании, которые решили запустить собственное производство, что вселяет в нас оптимизм в отношении развития не только торгового, но и производственного сектора.

И еще один момент, связанный с развитием нашей филиальной сети. Сейчас у нас более 3000 офисов, которые работают с юридическими лицами. Но, к сожалению, качество этой работы нас радикально не устраивает, потому что в глубинке, как правило, вы не можете получить даже элементарную консультацию. Сегодня мы перестраиваем эти офисы, наполняем их новыми, нефинансовыми сервисами. В результате благодаря новым технологиям предприниматели в регионах смогут получать онлайн-консультации, связанные не только с финансовыми продуктами, но и c прочими услугами. И здесь мы хотели бы рассчитывать на активное сотрудничество с муниципалитетами, которые в рамках своих программ поддержки малого бизнеса могли бы организовывать новые рабочие места. Потому что реально знания о формах и методах господдержки до глубинки не доходят. Люди не знают, как этим пользоваться и как эту поддержку получить.