На пороге ВТО: Россия справляется и без тонкой налоговой настройки

Я выступаю в двух ролях – как специалист по международному налогообложению и как один из собственников Голландской юридической компании, которая является субъектом малого и среднего бизнеса. По количеству персонала в Голландии мы не очень большие.

International Tax Associates B.V., UFS Investment Group

Международная консалтинговая компания. Учредители: UFS Investment Group и физические лица. Финансовые показатели не раскрываются. Компания образована в 2011 г., специализируется на российском, европейском и международном налоговом структурировании и консалтинге, сопровождении проектов, связанных с привлечением финансирования, также занимается исламскими финансовыми инструментами и сделками.

С точки зрения налогообложения есть такая парадигма, что российская налоговая система плохая и сложная. Я с этим не готов согласиться. Налоговые ставки, которые есть в России, вполне конкурентоспособны по отношению к европейским. Другое дело, что нужно быть реалистами. Мы не можем здесь, в России, использовать систему тонкой налоговой настройки, которая возможна в странах с развитой системой административного контроля. В той же Голландии и во всей Европе все очень прозрачно. Я приношу, показываю свой голландский паспорт нотариусу; он знает, где я живу, на ком я женат и есть ли у меня специальные оговорки в брачном контракте. В этой системе очень сложно уклоняться от налогов, все является очень прозрачным для налоговых органов. В России это невозможно (но мы можем к этому стремиться), и соответственно российская система не может быть такой тонко настраиваемой.

Однако эта система простая и великолепная для тех условий, в которых действует. Низкие ставки, ограниченное количество вычетов. Если говорить об уровне налоговой нагрузки в России, субъекты малого предпринимательства могут выходить на налогообложение по ставке минимум 6%, если мы говорим об обычном бизнесе и упрощенной системе налогообложения. В Голландии бизнес, который генерирует порядка

30 000 евро в год, в принципе, может облагаться по эффективной ставке около 3%. Формальная налоговая ставка в Голландии – 20% на первые 200 000 евро дохода и 25% на последующую прибыль. Но за счет различных вычетов – мелких, точечных – эффективная ставка может снижаться. Это реальный пример, который сами налоговые инспекторы дают на семинарах для налогоплательщиков. Если говорить не о налоговых стимулах, а о каких-то других методах стимулирования малого бизнеса, как голландская компания мы видим гораздо больше пользы и поддержки не в снижении налоговых ставок, а в возможности заработать в каких-то бизнес-проектах, которые предоставляются торгово-промышленной палатой и государством.

Есть очень развитая система поддержки начинающих бизнесов. Сами торгово-промышленные палаты – это реальные органы, которые помогают начинающим предпринимателям в составлении бизнес-планов за очень небольшие деньги: 50 евро в час стоит работа такого консультанта, и часто она субсидируется. Есть специальные агентства, которые отслеживают появление каких-то новых консультационных правил. О проектах, на которые объявляется тендер российским правительством, российскими государственными агентствами, я узнаю из голландской рассылки. Мне гораздо проще подписаться и отметить те параметры, которые мне интересны. Я скорее буду получать рассылку от голландского агентства стимулирования экспорта услуг, нежели проверять всю информацию по российским сайтам.

Может быть, поэтому в России так много голландских консультантов. Проводятся регулярно семинары, потому что большинство ошибок, которые делают в том числе в части налогообложения, очень банальны. Допустим, нельзя брать к зачету НДС, если имя компании не пробито прямо на счете фактуры. Банальная вещь, но, если посмотреть количество споров в России по НДС, они касаются неправильного оформления документов. В Голландии те же налоговые инспектора приходят, объясняют раз за разом, что, ребята, не повторяйте таких-то ошибок, – это правильно. С точки зрения самой налоговой службы они устраняют себе комплекс потенциальных споров с налогоплательщиком, которые связаны с такими мелкими, простейшими, грубыми ошибками.

Очень много компаний в рамках своей маркетинговой стратегии на первый год работы дают малым предприятиям бесплатные продукты. Это какие-то маркетинговые инструменты, это системы ведения бухучета. Реально можно пользоваться продуктом. Допустим в Голландии это крупная компания, система ведения бухучета в онлайн – они первый год дают бесплатную подписку. Естественно, потом человек привыкнет к этому, но он начинает платить. С одной стороны, это интересно для малого бизнеса, который не может себе позволить много расходов, с другой – это эффективный маркетинговый ход для компаний, которые прикармливают новых клиентов. Допустим, T-Mobile (это то, что раньше было Deutsche Telekom) на 50% бизнес-контрактов дает малым предпринимателям скидку на первый год.

Поэтому с точки зрения налогообложения это интересный стимул, но не основной. Даже если в Голландии брали бы налог просто тупо по ставке в 20%, все равно государство и сами предприниматели дают очень много поддержки и помощи начинающим компаниям в генерировании нового бизнеса. Это даже более полезно, чем регулирование ставок по кредитам и какие-то сниженные налоговые ставки. Я думаю, что в России при вступлении в ВТО возможности дотировать бизнес уменьшатся и стране нужно двигаться в направлении поддержки малого бизнеса через помощь в получении новых проектов, новых заказов.