Деньги: Статистика далеко не отражает реалий

В прошлом году объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства, если сравнивать с 2009 г., вырос в два раза. То есть ситуация вроде бы просто шоколадная, если статистику брать. С другой стороны, когда мы разговариваем с предпринимателями в регионах, в малых городах, мы слышим, что начать собственный бизнес просто нереально. Вот стоит населенный пункт, 600 000 жителей. И в нем нет ничего. Был колхоз, он развалился, человеку начать не на что. Денег ему ни один банк никогда взаймы не даст.

Эту ситуацию мы уже давно пытаемся как-то решать. На уровне министерства [экономического развития] программа поддержки малого и среднего предпринимательства (Программа Минэкономразвития по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. – «Ведомости») работает с 2005 г. Если первыми шагами у нас было предоставление грантов, создание бизнес-инкубаторов, то в дальнейшем мы стали создавать инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе и финансирования. Но на первом этапе, когда предприниматель обладает минимальными собственными средствами, грех не позволить ему воспользоваться бесплатными безвозвратными деньгами. Практически во всех 80 регионах, где мы работаем по нашей программе, существует предоставление грантов. Мы не менее 2 млрд руб. в год направляем в регионы, чтобы бесплатные безвозвратные гранты предоставлялись начинающим предпринимателям на старт собственного бизнеса. Это 300 000 руб. (в Москве 500 000 руб.). Понятно, что начать малый бизнес, средний бизнес или вырасти, располагая такой суммой, практически очень трудно. И это как раз деньги для малых населенных пунктов. Сегодня много говорилось про микрофинансовые организации. Это следующий этап, куда могут прийти начинающие предприниматели. В 68 регионах уже есть микрофинансовые организации, поддерживаемые государством, а всего по России у нас более 1400 микрофинансовых организаций. Если мы возьмем кредитный портфель микрофинансовых организаций, на те, что кредитуют малый и средний бизнес за счет нашего финансирования, приходится примерно 21%. Это очень много. Я думаю, будет поступательный рост микрофинансового рынка в России, и тогда доля государства будет в этом сегменте снижаться.

Когда у нас предприниматель созрел до того, что его бизнес-модель будет понятна банковскому сектору, он может обратиться в банк. Понятно, что залог у начинающего предпринимателя – у того, кто отработал полгода, год, – если этот залог есть, он будет минимальным. И гарантийные фонды (их уже больше 80, в 80 субъектах Российской Федерации они работают) могут обеспечить ему до 70% потребности в займах, за которыми он приходит в банк. Общий объем гарантийных фондов составляет 30 млн руб. Это, может быть, немного, но это все-таки дает клиентам из сектора малого и среднего предпринимательства возможность воспользоваться финансовыми ресурсами.

Вся сумма программы поддержки малого и среднего предпринимательства на текущий год составляет 20,8 млрд руб. В следующем году предусмотрено 20 млрд руб., в 2014 г. – 23 млрд руб. Финансирование есть, вроде бы суммы большие. Но если мы 20 млрд руб. разделим на количество субъектов малого и среднего предпринимательства по России (по официальным данным, более 5,9 млн субъектов, из них 4200 индивидуальные предприниматели), получим цифру очень маленькую.

Есть серьезный вопрос относительно взаимодействия предпринимателей с уполномоченными органами, которые отвечают за развитие малого и среднего бизнеса в регионах. Департамент [развития малого и среднего бизнеса Минэкономразвития] у нас в Москве – не более 35 человек. Решить все проблемы с финансированием субъектов малого и среднего предпринимательства, не имея с ними прямой связи, практически нереально. Да, мы ездим по регионам, но услышать всех невозможно. Поэтому призываю всех предпринимателей все-таки работать через общественные объединения. И большинство последних новаций, которые мы вносим в программу, разрабатываются и приобретают силу нормативного акта после того, как они прошли слушания в общественных объединениях. Тогда мы имеем практически готовый продукт, чтобы рассмотреть и одобрить его внутри министерства.