LIBOR России не страшен

Российские банкиры не ждут скандала со ставками, который разгорается вокруг LIBOR: круг пользователей таких индикаторов в России ограничен, манипулировать ими бессмысленно

Аналогом LIBOR в России можно считать Mosprime, которая является усредненной ставкой предоставления рублевых кредитов, отмечает зампредседателя Банка России Сергей Швецов. Она рассчитывается Национальной валютной ассоциацией на основании данных 13 банков – ведущих операторов рынка межбанковского кредитования. При том что принцип составления обеих ставок похож, они находятся в совершенно разных «весовых категориях» с точки зрения влияния на рынок. Ставкой LIBOR пользуются все: не только банки, но и инвестфонды, хедж-фонды, страховые компании; эта ставка подходит для разных инструментов и на основании ее значения совершается огромное количество сделок – на сотни миллиардов долларов, поясняет руководитель деска торговых операций на денежном рынке «Тройки диалог» Денис Козуб.

Mosprime же имеет более узкое использование. Например, данная ставка используется для привязки кредитов к плавающей ставке, но объем таких кредитов сравнительно невелик, отмечает Козуб. Также данная ставка используется в процентных свопах как один из элементов сделки, «но опять же круг участников, торгующих этими свопами, сравнительно небольшой», добавляет он.

«К ставке Mosprime во время кризиса в 2008 г. были вопросы, которые мы транслировали в Национальную валютную ассоциацию», – признается Швецов. Он отметил, что у регулятора нет полномочий регулировать данную ставку. Mosprime формирует ограниченное число участников, ее создали на основе LIBOR, поэтому у этих ставок одинаковые и плюсы, и минусы, поясняет Швецов: «Но значительность манипулирования ставкой LIBOR в сотни – тысячи раз выше, чем нашей ставкой, поскольку наш рынок только начинает формироваться».

Фиксация Mosprime происходит по тому же принципу, что и на Западе. Но межбанковские ставки в России устанавливаются не через биржу, как LIBOR, а на основе двусторонних сделок, объясняет директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев. Он добавил, что Mosprime, конечно, используется при совершении ряда межбанковских сделок, но как такового влияния на рынок межбанковского кредитования (МБК) не имеет. «Поэтому манипулировать этой ставкой, в принципе, можно, но на рынке МБК никому не нужно», – заключил Амвросиев.

Ранее представители ЦБ отмечали, что более показательной для регулятора является ставка RUONIA, которая формируется самим регулятором на основании данных о депозитных сделках банков-участников между собой (составляется на основании данных 30 банков). «Ставкой RUONIA сложно манипулировать, так как она основывается на данных большого количества участников и сделок – это слишком сложный механизм», – сказал Швецов.

На сайте ЦБ помимо ставок регулятора транслируются ставки Mosprime, RUONIA, а также дополнительные ставки по предложению и спросу на ресурсы на межбанковском рынке.