Небольшие достижения

Российская и связанная с Россией авиатехника собрала не много заказов в Фарнборо. МС-21 надо не продавать, а разрабатывать, на что нужны деньги, а к Superjet отношение пока настороженное
К.Макиенко/ Ведомости

На прошлом «Фарнборо» российские МС-21 и Superjet собрали заказов на $10 млрд, на сей раз крупных контрактов не ожидается. Начальник аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев объясняет, что акцент сместился в строну поставщиков комплектующих и IT-решений: «ВСМПО-ависма», крупнейший поставщик титана в мире, прогнозирует контракты на $1,4 млрд, в том числе с Пермским моторостроительным заводом, двигатели которых могут быть поставлены на МС-21. А «Иркут», производящий эти самолеты, заключил вчера соглашение с «Аэрофлотом» об их послепродажном обслуживании.

Первый день «Фарнборо-2012» у российских компаний прошел под знаком региональной авиации. Лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко.» (ИФК) подписала соглашение о намерении приобрести в интересах нескольких дальневосточных и сибирских авиаперевозчиков (названия она не раскрывает) 10 турбовинтовых самолетов L-410 UPV E-20 вместимостью до 19 кресел (поставка в 2013–2014 гг.) плюс опцион еще на три самолета (2015 г.), стоимость контракта – $80 млн.

Контракт с главным конкурентом L-410 – европейской Skylander – ИФК готовится подписать сегодня.

Вчера был также заключен контракт на поставку 12 региональных Ан-158 плюс опцион на три самолета с латиноамериканской South American Leasing Airways на более чем $400 млн.

Ан-158 более чем на 50% состоит из российских комплектующих, а интеллектуальная собственность на них скоро должна быть внесена в СП с Россией, обещает главный конструктор украинской авиастроительной компании «Антонов» Александр Кива. L-410 производятся на чешском заводе в Куновице, 51% которого с 2008 г. принадлежит УГМК Искандера Махмудова. Человек, близкий к УГМК, говорит, что в чешскую компанию уже вложено $20 млн и будет вкладываться по $10 млн еще несколько лет. С 2009 г. поставлено уже 15 L-410, главным образом авиакомпании «Ютэйр»; в предыдущие 10 лет их не делали вовсе. Сейчас мощность производства – примерно 15 самолетов в год, говорит представитель УГМК, хочется нарастить его до 24 самолетов в год и частично перенести производство в Россию. Емкость рынка для таких самолетов – более 100 штук, говорит представитель ИФК, поэтому нужен контракт со Skylander – потребности рынка L-410 пока удовлетворить не может.

Сегодня Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, в нее входит «Иркут») планирует договориться со Сбербанком об инвестировании в разработку МС-21 более $1 млрд, сообщил человек, близкий к Сбербанку. Президент ОАК Михаил Погосян подтвердил, что Сбербанк – стратегический партнер ОАК.

Работа над МС-21 идет полным ходом, но прежде чем продолжить продавать его новым заказчикам, необходимо в него вложить немало средств, объясняет сотрудник ОАК.

Что касается SSJ, то пока заказчики относятся к нему настороженно (см. врез). Хотя замминистра промышленности Юрий Слюсарь заявил вчера, что, по предварительным данным, катастрофа Superjet в Индонезии произошла не из-за технических проблем.

ОАК ведет переговоры о поставке 40 SSJ с тремя компаниями, сообщил Погосян, но авиакомпании не назвал.