Ташкент надавил на МТС

Узбекская «дочка» МТС временно отключила еще 208 базовых станций. Местный надзорный орган счел, что они работают незаконно – как и другие 48, отключенные ранее. Подобные претензии регулятор предъявлял и к другим местным операторам, но не в таких масштабах

Узбекистан – не первая страна СНГ, где МТС сталкивается с проблемами. В декабре 2005 г. она лишилась 51% крупнейшего в Киргизии сотового оператора «Бител», едва заплатив за них $150 млн. А в конце 2010 г. министерство связи Туркмении приостановило действие лицензии местной «дочки» МТС, вынудив ее приостановить обслуживание 2,4 млн абонентов, а других операторов – расторгнуть с ней договоры о межоператорском взаимодействии. Договориться о возобновлении работы удалось только в мае 2012 г. после переговоров основного акционера АФК «Система» (контролирующей МТС) Владимира Евтушенкова и президента Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова.

Остается на связи. >3000

базовых станций у МТС в Узбекистане всего, говорит Кузьменко. Таким образом, отключено менее 10% от их общего количества

ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС)

Оператор связи. Основной акционер – АФК «Система» (52,8%). Капитализация (NYSE) – $16,96 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2011 г.): выручка – $12,3 млрд, чистая прибыль – $1,44 млрд.

Принадлежащая МТС «Уздунробита» предупредила абонентов о возможном ухудшении качества связи из-за того, что 7 июля она временно отключила часть оборудования по предписанию госинспекции связи Узбекистана. Сама госинспекция уточнила, что выявила ряд нарушений. В частности, волоконно-оптические линии связи между коммутационными станциями эксплуатируются «дочкой» МТС без сдачи приемочной комиссии в установленном порядке. А 208 базовых станций (из них 140 в Ташкенте) работают без разрешения центра электромагнитной совместимости.

По фактам выявленных нарушений регулятор предписал «Уздунробите» приостановить эксплуатацию волоконно-оптических линий связи и базовых станций, не получивших разрешения, и пригрозил в случае невыполнения требований «решить вопрос о приостановлении либо прекращении действия лицензии». Предписания выполнены в установленном законом порядке, говорит пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко.

Это уже вторая волна отключений оборудования МТС в Узбекистане. Первая произошла в конце июня 2012 г., когда госинспекция связи выявила 48 базовых станций «Уздунробиты» в Ташкенте и регионах Узбекистана, эксплуатируемых, по ее мнению, незаконно. Речь шла о только что построенных базовых станциях, документы на которые еще находились на рассмотрении в соответствующих ведомствах, объяснял представитель МТС. А за неделю до этого «Интерфакс» и ресурс Uzmetronom.com сообщили об исчезновении гендиректора «Уздунробиты». Источник «Интерфакса» связывал его исчезновение с проверкой, которую провели в компании прокуратура и налоговые органы Узбекистана. Эти проверки якобы выявили в «Уздунробите» финансовые нарушения.

На конец I квартала 2012 г. «Уздунробита» обслуживала, по данным МТС, 9,5 млн абонентов, ее вклад в квартальную выручку МТС составил 3,8%.

Начиная с момента приобретения МТС доли в «Уздунробите» в 2004 г. и по настоящее время власти Узбекистана регулярно проводили проверки этого оператора, которые не выявили никаких существенных нарушений, отмечает Кузьменко. По ее словам, «МТС-Узбекистан» делает все возможное для того, чтобы работа компании шла в штатном режиме.

Все претензии, которые госинспекция выставила «Уздунробите», обоснованны и сами сотрудники компании это признают, сказал «Ведомостям» начальник надзорного органа Шомансур Абидходжаев. По его словам, ситуация не уникальная: проверки проводились и прежде и выдавались предписания – и «Уздунробите», и другим операторам. С налоговой и прокурорской проверками нынешняя никак не связана, заверяет Абидходжаев.

Подобные проверки проводятся в Узбекистане регулярно, подтверждает представитель также работающего в Узбекистане «Вымпелкома» Артем Минаев. Местная «дочка» «Вымпелкома» Unitel тоже получала предписания о приостановке работы базовых станций до их надлежащего оформления, говорит он.

Разрешения на эксплуатацию объектов связи в большинстве стран оформляются очень долго и операторы договариваются с регуляторами – сначала запускают объект, а уже потом получают разрешение на него, объясняют сотрудники нескольких сотовых компаний, работающих в странах СНГ. Но регулятор может придраться к такой схеме работы – было бы желание, признают они.