«Башнефти» не до России

Новый куратор «Башнефти» – сын основного владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова Феликс рассказал, какой он видит стратегию нефтяной компании. Она собирается покупать активы в основном за рубежом, а уже в 2013 г. может разместить акции на бирже
А.Махонин/ Ведомости

«Башнефть»

Нефтяной холдинг. Основной акционер – АФК «Система» (73%). Капитализация – 300,2 млрд руб. (ММВБ). Выручка (МСФО, 2011 г.) – $16,55 млрд. чистая прибыль – $1,7 млрд.

Феликс Евтушенков возглавил совет директоров «Башнефти» в июне и начал активно вникать в дела компании – он уже побывал на месторождениях Требса и Титова и уфимских НПЗ, а теперь собирается объездить башкирские и сибирские месторождения, рассказал руководитель в интервью «Интерфаксу».

Как и его предшественники, Евтушенков считает, что главная проблема «Башнефти» – несбалансированные добыча и переработка. По итогам 2011 г. компания добыла 15,1 млн т нефти, а переработала 21,1 млн т, причем мощности НПЗ были задействованы лишь на 87,5%.

Вопрос дисбаланса можно было бы решить «одним днем», если объединить «Башнефть» с «Русснефтью» (в прошлом году добыла 13 млн т), 49% которой принадлежит «Системе», говорит Евтушенков. Но главное препятствие для объединения – высокая долговая нагрузка «Русснефти». Сейчас ее долг составляет $4,8 млрд, а целевой показатель для объединения – $3 млрд, говорил в июне президент и совладелец «Русснефти» Михаил Гуцериев.

Пока «Башнефти» необходимо самой увеличивать запасы, говорит Евтушенков: заниматься геологоразведочными работами и приобретать новые активы. Причем делать это компания собирается в основном за рубежом. В России покупать активы невыгодно, так как они стоят «безумных» денег, которые никогда не отработаешь, поэтому «Башнефть» изучает сделки за рубежом, объясняет Евтушенков. Российские новые проекты проигрывают зарубежным из-за уровня налогов, соглашается аналитик Номос-банка Денис Борисов: в среднем налоги в добыче составляют 50–55% против 40% заграницей. К тому же в России осталось очень мало по-настоящему интересных активов, из-за чего цены на них высоки, добавляет он.

«Башнефть», которая недавно получила долю в геологоразведочном проекте в Ираке, уже ведет переговоры с местным правительством о покупке второго актива – месторождения с хорошими запасами и потенциально скорой добычей нефти, рассказал Евтушенков. «Башнефть» также рассматривает варианты приобретения трех американских геологоразведочных компаний, работающих в Африке, на Ближнем Востоке, в Венесуэле и других странах Южной Америки, и ведет переговоры о покупке западной трейдинговой компании, входящей в тройку крупнейших по обороту в Европе. Деталей он не раскрыл, сославшись на договоры о конфиденциальности.

«Башнефть», по словам Евтушенкова, изучает и ряд шельфовых проектов – и все они тоже находятся за рубежом. Правда, работа на шельфе для компании не приоритет, оговорился руководитель совета, она готова заходить в такие активы с очень небольшой миноритарной долей, чтобы «просто посмотреть и поучиться». В России шельфовые проекты могут получать лишь госкомпании, и руководители крупнейших частных нефтяных холдингов (в том числе президент «Башнефти» Александр Корсик) в апреле просили тогдашнего премьера Владимира Путина либерализовать доступ к шельфу. В ответ они получили предложение «Роснефти» участвовать в ее шельфовых проектах на правах младших партнеров. И «Башнефть» сообщала, что изучает эти предложения.

Вчера представитель компании от комментариев отказался.

«Башнефть» не первая российская нефтяная компания, которая делает ставку на приобретения за рубежом. Лидер по темпам зарубежной экспансии среди нефтяников – «Лукойл». Сейчас на зарубежные проекты приходится примерно 10% общих запасов компании и около 4% добычи нефти. В России у частных нефтяных компаний доступ к ресурсам ограничен, объясняли активную скупку зарубежных активов представители компании. А, по сути, единственная крупная нефтяная компания России, официально объявившая об отказе от экспансии, – «Сургутнефтегаз». «У них нефть такая же, как у нас», – объяснял недавно гендиректор компании Владимир Богданов.

В России у «Башнефти» уже есть масштабный проект – месторождения Требса и Титова (запасы оцениваются в 140 млн т), – который она по-прежнему намерена развивать совместно с «Лукойлом», отметил Евтушенков, основные параметры договора и финансирования проекта остаются в силе. Роснедра отозвали у их совместного предприятия лицензию на эти месторождения, но недавно вернули ее «Башнефти», и сейчас партнеры прорабатывают юридические моменты, чтобы реализовывать новую схему. Как и планировалось, добыча на этих месторождениях начнется в следующем году, рассчитывает Евтушенков.

Сейчас «Башнефть» завершает консолидацию активов башкирского ТЭКа и при благоприятной ситуации на рынках может провести IPO в конце 2013 г., сказал Евтушенков. Компания уже начала предварительную подготовку – наняла банки, чтобы «привести в соответствие» отчетность и упорядочить корпоративную структуру. «У нас есть перспективные инвестиционные потребности, под которые нужно привлекать деньги, – нельзя же бесконечно кредиты брать», – пояснил он. Еще один вариант – привлечение стратегического инвестора. Ранее АФК вела переговоры с индийской ONGC, но сейчас они фактически прекратились, так как стороны не сошлись в цене, сказал Евтушенков. Но других претендентов не назвал. При любом сценарии «Система» намерена сохранить контроль над нефтяной компанией.

В таком случае АФК может предложить инвесторам до 20% «Башнефти», отмечает аналитик RMG Дарья Козлова. По ее оценкам, справедливая стоимость компании в 1,5 раза выше текущих котировок, т. е. за 20% можно привлечь $2,7 млрд.