В расчете на экспорт

Группа «Дело» достроила зерновой терминал в Новороссийске мощностью 2 млн т, примерно через полгода мощность будет увеличена до 3,5 млн т и терминал станет третьим по величине в России

Зерновые мощности. 15,9

млн т годовой мощности по перевалке зерновых имеют конкуренты «Стройкомплекта»: Новороссийский зерновой терминал (6 млн т, входит в группу НМТП), Новороссийский комбинат хлебопродуктов (4,5 млн т, входит в Объединенную зерновую компанию), Зерновой терминальный комплекс «Тамань» (3 млн т, принадлежат «Эфко»), Туапсинский морской торговый порт (2,4 млн т)

ОАО «Комбинат Стройкомплект» (Новороссийск)

стивидорная компания. акционер (данные компании) – ООО «Дело-центр» (100%). финансовые показатели (РСБУ, 2011 г.): выручка – 538,8 млн руб., чистая прибыль – 170,7 млн руб.

ГК «Дело»

транспортный холдинг. владелец (данные компании, участников рынка) – Сергей Шишкарев. консолидированные показатели не раскрываются. включает комбинат «Стройкомплект», ОАО «Нутэп» (контейнерный терминал, мощность – 350 000 TEU), ООО «Рускон» (управляет парком из 148 автоконтейнеровозов и более чем 1000 фитинговых платформ), ЗАО «Транспортная корпорация» (парк – свыше 1300 цистерн) и др.

Мощность действующего зернового терминала комбината «Стройкомплект» (входит в ГК «Дело») составляет 2 млн т в год, ввод комплекса приема зерна по железной дороге даст прирост мощности в 1,5 млн т, говорится в годовом отчете «Стройкомплекта». Комплекс и семипутный железнодорожный парк компания достроит в I квартале 2013 г., пока зерно подвозится только автомобильным транспортом, говорит председатель совета директоров ООО «Дело-центр» Тимофей Телятник.

Терминал строится с 2009 г. По словам Телятника, он имеет два глубоководных причала, вместимость силосов составляет около 50 000 т, полноценной мощности в 2 млн т терминал достиг к марту этого года, когда были введены комплекс автоприема и судопогрузочные машины. Это позволило увеличить возможную скорость погрузки в пять раз до 1600 т в час, отмечает Телятник. В сентябре он обещает ввести силосы еще на 60 000 т единовременного хранения.

Инвестиции в проект составляют около 3 млрд руб., говорит Телятник, окупить их планируется за пять лет. Проект финансируется за счет собственных средств ГК «Дело» и кредита Сбербанка, все банковское финансирование уже получено, добавляет он.

«На юге России пять глубоководных зерновых терминалов (см. врез) и по всем существует овербукинг [сверхбронирование]. Учитывая планы правительства по удвоению за несколько лет экспорта российских зерновых, желаемые объемы экспорта в случае благоприятных погодных условий еще долго будут превышать возможности глубоководных терминалов», – считает Телятник.

«Если удвоения экспорта до 40 млн т к 2018 г. не произойдет, как планируется, думаю, все глубоководные терминалы будут востребованы, возможно, их мощностей даже не будет хватать», – говорит гендиректор Новороссийского комбината хлебопродуктов Сергей Шилов.

«Удвоения экспорта не будет прежде всего из-за сельхозпроизводства», – уверен исполнительный директор агентства «Совэкон» Андрей Сизов. «Предложение глубоководных мощностей растет намного быстрее объемов экспорта. Это хорошо, так как приведет к снижению ставок на перегрузку – в России они на десятки процентов выше, чем на Украине, и в разы выше, чем в Европе и США», – рассуждает эксперт. Однако он не сомневается, что как минимум несколько лет у зерновых терминалов «с рентабельностью будет все хорошо». По прогнозу «Совэкона», урожай зерновых в 2012 г. составит 80 млн т против 94 млн в 2011 г., а экспорт в сезоне 2012–2013 гг. сократится примерно на 40% по сравнению с рекордным сезоном 2011–2012 гг., когда за рубеж было вывезено 27,8 млн т. (Другие прогнозы см. в статье на стр. 10.)

В 2011 г. «Стройкомплект» перевалил 708 000 т зерновых, в первом полугодии 2012 г. – 420 000 т, во втором – планирует не менее 1 млн т, говорит Телятник.