Государство вышло на поле

Подконтрольные государству компании с удовольствием вкладываются в футбол. Североосетинская «Алания» еще даже не акционирована, а для нее уже нашелся покупатель – «Русгидро». «Аэрофлот» станет спонсором ЦСКА, а «Газпром» – Chelsea

Сделка «Русгидро» с «Аланией» – третье за последние два дня объявление о сотрудничестве подконтрольных государству компаний с футбольными клубами. «Аэрофлот» объявил, что снова становится титульным спонсором московского ФК ЦСКА (он носил этот титул в 2009 г., а затем уступил его «Башнефти»). Авиакомпания предоставит команде для перелетов борт Airbus A320, который будет брендирован в цвета клуба. Сумма соглашения – $9 млн. Британский Chelsea объявил, что его спонсором стал «Газпром» – он станет обеспечивать клуб газом и электричеством. Финансовые условия этой сделки также не раскрываются.

Энергетический холдинг «Русгидро» подписал соглашение с правительством Северной Осетии и ФК «Алания» об участии в развитии в регионе массового спорта. Документ предусматривает, что в будущем клуб, принадлежащий региональным властям, будет акционирован и 51% его акций приобретет «Русгидро». «Решение о том, что такое сотрудничество будет, – оно было для нас долгожданным и в то же время неожиданным. Мы не готовились к этому, и тем более «Русгидро» не готовилась», – заявил журналистам после подписания договора глава региона Таймураз Мамсуров (цитата по «Интерфаксу»). Эту инициативу поддержало руководство страны, утверждает предправления «Русгидро» Евгений Дод, которого также цитирует агентство. В конце месяца компания начинает финансировать деятельность «Алании» в сезоне 2012/13 г. Финансовых подробностей сделки стороны не раскрывают, но ранее президент клуба Валерий Газзаев говорил, что в сезон «Алании» необходимо $20–25 млн.

Сама «Русгидро» сейчас не в лучшем финансовом положении: из-за нехватки денег «Русгидро» сократила инвестпрограмму, отложив ввод нескольких мощностей. Министр энергетики Александр Новак на днях заметил, что сейчас программа «сбалансирована» и составляет 250 млрд руб. Но источники, близкие к правительству, уверяют, что «Русгидро» необходимо 50–150 млрд руб., в основном на замороженные проекты.

Из трех сделок лишь последняя имеет смысл с точки зрения возврата инвестиций, так как «Газпрому» действительно стоит рекламировать себя на зарубежных рынках, считает совладелец ресурса sports.ru Дмитрий Навоша. Два других соглашения – пример завуалированной поддержки спорта государством, поэтому оценивать их стоимость с точки зрения бизнеса сложно, продолжает он. «Скорее здесь речь идет не о том, сколько компании готовы вложить, а о том, сколько клубам нужно», – говорит он. Если бы речь шла о справедливой стоимости спонсорских контрактов с российскими клубами, рассчитанной с учетом их базы болельщиков, то контракты оценивались бы в «единицы миллионов долларов», считает Навоша.