Брокер поневоле

Один из ведущих регистраторов страны получил брокерскую лицензию. Это дополнительная возможность заработка, который необходим, чтобы выжить после запуска центрального депозитария, объясняют участники рынка

«Компьютершер» (входит в международную группу Computershare) получил лицензию на брокерскую и депозитарную деятельность. Сейчас в России он занимается регистраторским бизнесом (через «Компьютершер регистратор» и «Регистратор Никойл»), а также предоставляет услуги голосования по доверенности и идентификации конечных держателей акций. «Мы хотим <...> чтобы наши клиенты получали весь спектр услуг «из одного окна»: в случае каких-то корпоративных событий – например, выкупа акций, добровольного или обязательного, – им не надо будет обращаться к другим брокерам и прочим финансовым компаниям», – поясняет гендиректор «Компьютершера» Сергей Бережной.

Синергия регистраторского и брокерского бизнеса может быть интересна так называемым скупщикам (приобретают бумаги у «спящих» акционеров и продают их на бирже по более высокой цене, зарабатывая на разнице): во-первых, они смогут получить от такого брокера-регистратора информацию по всем акционерам, во-вторых, сразу же продавать ее на бирже через брокерский счет у той же компании, полагает президент «Финама» Владислав Кочетков. Возможен и другой вариант, уже направленный против скупщиков, добавляет Кочетков: «Акционеры получат возможность продавать акции не им, а непосредственно на бирже через брокерский счет в «Компьютершере» и в результате не будут нести потери в разнице оценки – она может быть очень значительной». Но брокерская лицензия предполагает больший объем отчетности, отмечает он. Внимание регулятора к такому брокеру-регистратору будет очень пристальным – надо будет еще убедить его, что между бизнесами существует «китайская стена», добавляет гендиректор «Иркола» Владислав Москальчук. Но шаг неизбежен – группа пытается компенсировать те потери, которые понесет после запуска центрального депозитария и его монополии на ведение номинальных счетов. «Регистраторы потеряют практически все доходы от транзакций по таким счетам, из каждых 10 млн руб. доходов выпадут к 2013 г. 6 млн руб.», – говорит Москальчук. Возможно, в скором времени этой моделью воспользуются и другие регистраторы, ожидает он.