Снова первая

Toyota оправилась от последствий природных катаклизмов в Японии и Таиланде полтора года назад. Она вновь обошла GM, вернув лидерство на мировом авторынке

Toyota Motor Corp. по итогам первого полугодия обошла американский автоконцерн GM и вновь стала лидером мирового автомобильного рынка. Консолидированные продажи японской группы (марки Toyota и Lexus) увеличились к прошлогоднему уровню на 33,7% до 4,97 млн автомобилей, GM реализовала 4,67 млн, гласят данные Bloomberg. На 3-м месте – Volkswagen с 4,5 млн машин.

Toyota была первой в автопроме с 2008 г., за год до этого ее продажи были такими же, как у прежнего лидера – GM. Однако в 2011 г. позиции концернов вновь поменялись. Продажи Toyota снизились из-за землетрясения и цунами в Японии и наводнения в Таиланде, напоминает представитель японской корпорации: пострадали заводы поставщиков, нарушились производственные цепочки. Основные проблемы с недопоставками автомобилей были в июне – июле прошлого года, говорит собеседник, затем корпорация ускоренными темпами начала восстанавливать утраченные позиции. Однако годовые итоги Toyota оказались хуже, чем у конкурентов: на глобальном рынке компания опустилась с 1-го на 3-е место, продав 7,95 млн автомобилей (-5,4% к 2010 г.). GM, сменившая Toyota в качестве мирового лидера, продала 9 млн авто. Volkswagen, занявшая 2-е место, – 8,2 млн.

Toyota очень быстро восстановила позиции, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, но на продажи 2012 г. повлиял и отложенный спрос, который сформировался в прошлом году из-за недопоставок. В перспективе тройка мировых лидеров сохранится, считает эксперт.

По итогам этого года Toyota планирует продать 9,6 млн автомобилей. GM прогнозы не раскрывает, говорит представитель российского офиса, добавляя, что лидерство в продажах – не самоцель для компании, куда важнее доходы. У Toyota они пока выше: в I квартале 2012 г. ее выручка составила $72 млрд (+27,5%), чистая прибыль – $1,5 млрд (+394%), у GM эти показатели $37,8 млрд и $1,3 млрд соответственно (+4% и -61%). Правда, у GM отрицательный чистый долг, а у Toyota – $110 млрд на конец квартала.

В России японский автоконцерн пока занимает 6-е место по продажам (у GM – 3-е по итогам полугодия, лидер – «АвтоВАЗ»). А по прошлогодней выручке Toyota – вторая на отечественном рынке, если брать финансы местных «дочек» автоконцернов, которые занимаются производством (Toyota была первой в 2008 г., теперь лидер – Volkswagen, см. врез). При этом Россия – крупнейший европейский рынок для Toyota, отмечает представитель корпорации: в первом полугодии 2012 г. продажи здесь выросли на 29% до 83 546 автомобилей. Всего в Европе концерном было продано 217 410 машин (+13%), указывает собеседник.