Далеко не выезжают


Самарские Lada теряют долю в автомобильном экспорте России, гласят оценки «АСМ-холдинга», во всяком случае в тех странах, которые не входят в Таможенный союз (т. е. не считая Белоруссию и Казахстан).

В 2011 г. на продукцию «АвтоВАЗа» приходилось 77% экспорта легковых автомобилей за пределы союза, на иномарки, собранные в России, – 17,6%. А по итогам первого полугодия 2012 г. доли были 58 и 38,6% соответственно, отмечает «АСМ-холдинг».

Сам экспорт подрос на 10% (до 29 100 машин). Если пересчитать указанные доли, то поставки «АвтоВАЗа» снизились на 16% (примерно до 16 900), а экспорт российских иномарок вырос вдвое (до 5100).

Общий экспорт «АвтоВАЗа» при этом не падал: компания отчиталась о 33%-ном росте в первом полугодии (до 32 555 авто с учетом Белоруссии и Казахстана). Благодаря новым Lada Granta и Lada Largus, внедрению новых опций (например, автоматических коробок передач) завод планирует расширить географию экспорта, отмечалось в недавнем пресс-релизе «АвтоВАЗа».

В первом полугодии основной рост пришелся как раз на Казахстан, отмечает представитель «АвтоВАЗа», а небольшое снижение поставок за пределы Таможенного союза связано со сменой модельного ряда и запуском в производство Lada Granta. Компания рассчитывает восстановить долю в экспорте: этому будет способствовать постепенный выход на плановые поставки Lada Granta, добавляет собеседник.

Среди международных концернов крупнейшими экспортерами в первом полугодии были «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (7000 машин, рост – в 2,4 раза), «Фольксваген груп рус» (2300, рост – в 2,5 раза) и «Автофрамос» (1400, рост – в 17 раз), отмечается в исследовании «АСМ-холдинга».

Основные поставки у всех компаний, как и прежде, приходятся на СНГ. И вряд ли это изменится, констатируют инвестиционный директор SI Capital Partners Иван Бончев и директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив: рынок в Европе сокращается на фоне переизбытка мощностей, кроме того, европейцам невыгоден экспорт в Европу из России с точки зрения логистики.

Правда, есть и исключения. К примеру, Mitsubishi Motors (совладелец «ПСМА рус») вопрос экспорта из России в Европу рассматривает: в конце года компания прекратит производство автомобилей в ЕС, закрыв завод в Голландии, а поставки будут продолжены за счет предприятий, расположенных в Таиланде, Японии и, возможно, России, заявил в интервью «Ведомостям» председатель совета директоров Mitsubishi Motors Такаси Нисиока.

На рост поставок в Европу рассчитывает и «АвтоВАЗ», в том числе за счет новых моделей, добавляет представитель компании.