Пьер-Андре де Шаландар: «Инвестиционный климат в России значительно улучшился»

С продукцией Saint-Gobain можно построить дом, который почти не потребляет энергии, утверждает генеральный директор компании
С.Портер/ Ведомости

Компания Saint-Gobain начала свою историю в XVII в. В 1665 г. Людовик XIV и генеральный контролер (по-нашему – министр) финансов Франции Жан-Батист Кольбер создали Королевскую зеркальную мануфактуру возле местечка Сен-Гобен. Первый заказ – поставка зеркал для Версальского дворца. Бизнес в России Saint-Gobain начала в 1993 г. с продаж теплоизоляционных материалов, звукопоглощающих подвесных потолков и стеновых панелей, сейчас у компании здесь уже шесть собственных заводов. Всего же у компании 1500 предприятий в 64 странах. Saint-Gobain называет себя мировым лидером в производстве высокотехнологичных и изоляционных материалов, гипсокартона и гипсовых смесей и вторым игроком на рынке стеклянных бутылок и банок и плоского стекла. В интервью «Ведомостям» генеральный директор и председатель совета директоров Saint-Gobain Пьер-Андре де Шаландар рассуждает об особенностях российской коррупции, европейском кризисе, московских форточках и окнах в поездах «Сапсан».

1983

финансовый инспектор генеральной инспекции финансов Франции

1988

заместитель генерального директора по энергетике и сырью министерства промышленности Франции

1989

пришел в Saint-Gobain вице-президентом по вопросам корпоративного планирования

2007

генеральный директор Saint-Gobain

2010

председатель совета директоров компании

Музеи, космос, стекловата

Антибликовые и ударопрочные стекла Saint-Gobain использованы для витрин в крупнейших мировых музеях, таких как д’Орсэ и Лувр, а также в зданиях Национальной оперы в Пекине. Стекла Saint-Gobain применяются в электропоездах TGV и «Сапсан». Кристаллы Saint-Gobain использованы в одном из детекторов на борту космического аппарата Messenger, который в марте 2010 г. вышел на орбиту Меркурия для исследовательской работы. Идея производства стекловолокна по центробежному способу пришла изобретателю Фредерику Розенгарту на ярмарке. Прогуливаясь, он обратил внимание на устройство по изготовлению сладкой ваты и задался вопросом, можно ли использовать эту технологию для других плавких материалов, а именно для стекла. Он создал прототип в своем гараже, используя деревянный диск и мотор от вентилятора. Вскоре технологию начали использовать в промышленных масштабах. Именно по этой технологии Saint-Gobain выпускает свои изоляционные материалы Isover.

Saint-Gobain

промышленная группа. Финансовые показатели (первое полугодие 2012 г., МСФО): выручка – 21,6 млрд евро, прибыль – 506 млн евро. Крупнейшие акционеры (на 31 декабря 2011 г.): Wendel (17,1% уставного капитала, 26,8% голосов), сотрудники (8%, 11,8% голосов), Caisse des Depots et Consignations (3,6%, 3,2% голосов), Cogema (1,1%, 1,8% голосов), Groupama (1,9%, 1,5% голосов), Predica (0,6%, 0,5% голосов), казначейские акции (1,7%, 0% голосов), остальное – free float. Капитализация – 13,5 млрд евро. В России группа Saint-Gobain представлена шестью действующими заводами: в Егорьевске (Московская обл.) – завод по производству теплоизоляционных материалов Isover на основе стекловолокна; в Челябинске – завод по производству теплоизоляционных материалов Linerock на основе каменной ваты; в Арзамасе (Нижегородская обл.) и Полевском (Свердловская обл.) – заводы по производству сухих строительных смесей Weber-Vetonit; в Камышине (Волгоградская обл.) – ЗАO «Камышинский стеклотарный завод»; в поселке Анджиевский (Минераловодский район Ставропольского края) – ЗАO «Сен-Гобен кавминстекло».

Вклад в энергоэффективность

«Я живу в парижском многоквартирном доме, и этот дом довольно старый. Все, что я смог сделать, – поставить двойной стеклопакет производства Saint-Gobain. Но теплоизоляцию стен очень много лет не переделывали».

– Вы в новую волну кризиса верите?

– Мне кажется, сейчас ситуация несравнима с ситуацией 2008–2009 гг. В США наметился рост жилищного строительства. Трудности, которые сейчас переживает Европа, несравнимы с трудностями 2008 г., к тому же многие процессы протекают иначе. Сейчас уровень строительства в Европе ниже, чем в 2008 г. Тогда в некоторых странах Европы существовали мыльные пузыри. Теперь ситуация иная: экономические трудности, которые переживает Европа сегодня, связаны в основном с отсутствием политических решений по регуляции кризиса евро.

– Как финансовый кризис 2008 г. сказался на деятельности компании в мире и в России в частности?

– Кризис 2008–2009 гг. был довольно суров, наш товарооборот снизился. Но мы быстро приняли необходимые меры и достаточно быстро вышли на прежние показатели. В 2008–2009 гг. у нас был спад, в 2010 г. мы примерно отыграли свое отставание и в 2011 г. достигли результатов, близких к докризисным. В России мы прошли похожий путь, но здесь все процессы принимают большую амплитуду, поэтому в России наши показатели снизились сильнее, но и отставание мы преодолели быстрее. Если в мире показатели 2011 г. были примерно на 10% ниже показателей 2008 г., то в России мы достигли докризисного уровня уже сейчас.

– Какие направления бизнеса пострадали сильнее остальных?

– В основном кризис затронул сферы, связанные со строительством. И в основном в тех странах, которые сильнее остальных пострадали от кризиса, – в США и Испании.

Можно сэкономить до 80% энергии

– До кризиса вы анонсировали два проекта в России: строительство завода гипсокартонных плит в Нижегородской области и стеклотарного завода в Краснодарском крае. Как они продвигаются сейчас?

– Завод по производству гипсокартонных плит в Нижегородской области строится и будет запущен в 2013 г. Проект по строительству стеклотарного завода перенесен, но будет реализован (точных дат нет) – пока наших мощностей на уже существующих заводах хватает для удовлетворения потребностей рынка. В России в отличие от других стран мы не проводили реструктуризации или сокращений проектов, а просто отложили некоторые из них. Но поскольку рынок строительства в России за последний примерно год очень сильно пошел вверх, мы решили ускорить ввод завода по производству гипсокартонных плит.

– В портфеле компании есть изоляционные материалы, которые, как вы указываете на сайте, способствуют энергосбережению. По вашим расчетам, какую экономию может дать использование таких материалов?

– Все, конечно, зависит от того, как используются материалы и правильно ли друг с другом сочетаются. Но можно сказать, что с продукцией Saint-Gobain можно построить дом, который почти не потребляет энергии. Используя наши материалы на уже существующих зданиях, можно добиться экономии энергии на 80%. В некоторых странах у нас есть пилотные проекты: дома, которые при установке на их крышах солнечных батарей не потребляют энергию, а, наоборот, ее генерируют.

– Как работают энергосберегающие материалы?

– Дом, который не теряет энергию, защищен со всех сторон – он не теряет тепло ни по одной из поверхностей. В зависимости от климата страны применяются изоляционные материалы с различной эффективностью и техническими параметрами. При этом сочетаются материалы из минеральной ваты на основе стеклянного или каменного волокна. Конечно, чтобы дом был энергоэффективным, теплым и удобным, нужны хорошие отопительные приборы, но производством их мы не занимаемся. Также нужны контролирующие температуру приборы – это тоже не мы.

В России сейчас у нас есть завод по производству теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты из стекловолокна и завод по производству теплоизоляционных материалов на основе каменной ваты. Также в России у нас два предприятия по производству сухих строительных смесей. Сейчас мы строим завод по производству гипсокартонных плит. При строительстве зданий используют и теплоизоляционные элементы, и строительные смеси, и гипсокартон. Таким образом, мы сможем предложить комплексные решения для строительства.

Конечно, энергоносители у вас дешевле, чем в остальном мире, но за счет длительной зимы на большей части страны вы и потребляете гораздо больше энергии. Поэтому экономия от энергосбережения может быть очень значительной.

С выходом в Россию несколько запоздали, но теперь нагоним

– От чего зависит спрос на ваши материалы?

– Большинство людей в разных странах мира прежде всего смотрят на качество и результат, который они получат, а затем – на соотношение цены и качества. Мы производим материалы длительного использования, поэтому качество важно в первую очередь. Особенно это касается коммерческой недвижимости. В жилищном строительстве подход примерно одинаков во всей Европе: в еврозоне были приняты директивы, которые вводят нормативы энергосбережения, их ни в коем случае нельзя нарушать.

– Как ведут себя потребители в России? Мне казалось, что менталитет русских людей – побольше сэкономить.

– Вы на том же пути, что и весь мир, но пока в его начале. С одной стороны, меняются нормативы строительства, с другой – отношение профессиональных закупщиков и застройщиков.

– И в чем эти изменения?

– Энергия была настолько дешевой, что считалось, что ее не надо экономить. Несколько лет назад, будучи в Москве, я был поражен: в зданиях при раскаленных радиаторах центрального отопления были открыты окна и в квартирах было жарко. Думаю, постепенно такие ситуации будут сходить на нет.

– На вашем сайте указано, что в половине произведенных в Европе автомобилей стоят стекла производства Saint-Gobain. Это с учетом России?

– Нет. В России у нас еще нет завода по производству автомобильного стекла. Но мы подписали соглашение с турецким производителем стекла Trakya Cam о создании совместного предприятия, наша доля в котором составляет на сегодняшний день 30%. Этот завод займется производством стекла для строительства и автомобильного стекла. Его мы будем поставлять для российского автопрома.

– Где будет это предприятие? Какова его мощность?

– В Татарстане. Вначале мы будем производить стекла для нескольких сотен тысяч машин, затем будем увеличивать мощности по мере заключения договоров с автомобилестроителями. Наши европейские клиенты давно ждут, когда мы выйдем со своим автомобильным стеклом в Россию. Вообще, получается так, что в большинство стран мы идем по стопам производителей автомобилей – наших клиентов. Может, с выходом в Россию несколько запоздали, но теперь нагоним.

– Как вы получили контракт на поставки стекол для «Сапсана»?

– Стекла были поставлены в рамках контракта с компанией Siemens – изготовителем этих железнодорожных составов.

– Чем стекла в «Сапсане» отличаются от стекол в обычных электричках?

– Это стекло для скоростных поездов и – в большей степени – лобовое стекло для самолетов. В нем в определенной последовательности чередуются слои стекла и пластика. За счет этого стекло получается невероятно прочным. Представьте себе, что в самолет врежется птица на скорости 300 км/ч. Осколки стекла ни в коем случае не должны лететь в лицо пилота, иначе самолет окажется неуправляемым. Такие стекла у нас производят несколько заводов, которые поставляют их по всему миру. Нет необходимости в каждой стране иметь производство таких высокотехнологичных материалов.

– Вы также производите стеклянную тару. Не ощущаете растущей конкуренции со стороны производителей других видов упаковки: железных банок, пластиковых бутылок, Tetra Pak? Ведь они легче и дешевле.

– В каком-то смысле они наши конкуренты, но в большинстве европейских стран стеклотара отыгрывает позиции. Стекло – это 100%-но перерабатываемый, абсолютно экологически чистый упаковочный материал, оно не имеет каких-либо вредных компонентов, которые могли бы попасть в содержимое стеклянного контейнера. Сейчас во многих странах идут дискуссии о вреде компонентов пластика для здоровья человека. Наши клиенты чаще всего выбирают упаковку в соответствии с их сегментом рынка. Например, если на рынке есть товары класса эконом и класса премиум, то для премиума почти всегда используется стекло. Я даже больше скажу: есть продукты, упаковка которых должна быть стеклянной, поскольку другой вид упаковки едва ли будет воспринят покупателями, – это парфюмерия и крепкие спиртные напитки. Поэтому я убежден, что стекло сегодня воспринимается как высококачественный материал.

– В России вы участвуете в тендерах?

– Мы обычно продаем свои материалы через дистрибуторскую сеть. В тендерах участвуют наши дистрибуторы.

Ситуация все лучше и лучше

– Вы сталкивались с коррупцией в России?

– Нет. Saint-Gobain придерживается очень строгих правил, и антикоррупционная политика компании не допускает никаких уступок. Мы не используем серых схем. И во многих регионах России существует возможность работать без использования коррупционных схем. Но есть в мире страны, куда мы не идем, потому что считаем: там невозможно работать, не прибегая к нелегальным схемам. Это те же страны, которые входят в список коррупционной опасности ООН [страны, не подписавшие или ратифицировавшие Конвенцию ООН против коррупции, принятую в 2003 г., – такие как Сомали, Судан, Белиз; Россия присоединилась к этой конвенции за исключением статьи 20, которая признает уголовно наказуемым деянием «незаконное обогащение» государственных служащих. – «Ведомости].

– А дистрибуторов проверяете?

– Конечно, полностью проверить и проконтролировать дистрибутора невозможно, но никакие наши проверки не выявляли коррупционной деятельности дистрибуторов.

– Что вы думаете об инвестиционном климате в России?

– За 10 последних лет инвестиционный климат в России значительно улучшился. За это время мы инвестировали в России около 500 млн евро, и мы верим в способность российской экономики поддержать инвестора и дать ему возможность работать. Еще несколько лет назад, подписывая договор, мы не знали, будет ли он застрахован. Сейчас правовая основа и юридическое сопровождение бизнеса улучшаются.

Но сильно помогло бы улучшить инвестиционный климат развитие инфраструктуры. Она во многих областях еще недостаточно развита: сеть автомобильных, железных дорог недостаточно густая и удобная, не хватает аэропортов, не в полной мере развиты сети энергоснабжения. За время своей поездки я посетил достаточно географических районов и объектов. Мы летали на частном самолете, потому что на поезде пришлось бы делать пересадки, а это заняло бы очень много времени.

Кроме того, в некоторых регионах подсоединение к энергетическим сетям или невозможно, или слишком дорого. И тем не менее нам до сих пор удавалось справиться со всеми этими проблемами. Это никак не мешает нашему развитию в России, и ситуация становится все лучше и лучше. Это одна из стран, где Saint-Gobain развивается наиболее динамично.

– И какова динамика? Какую долю в общем объеме продаж занимают продажи в России?

– На товарооборот в России приходится около 1% от нашего глобального товарооборота. Но если в мире рост у нас стабильный, но небольшой – около 5%, то в России мы растем до 20% в год. Думаю, что в ближайшие годы наш товарооборот в России должен удвоиться.

– Какие направления бизнеса растут лучше всего?

– В основном те направления, которые связаны с энергосбережением, энергоэффективностью, изоляцией. Затем – стекольное производство и производство гипсокартонных плит. В России огромные перспективы в области строительства. Пока страна отстает как по количеству метров жилой площади на душу населения, так и по качеству жилья. Существует огромное количество ветхого и старого жилья, которое должно быть реконструировано.

– Какие темпы строительства прогнозируете в России?

– От 800 000 до 1 млн квартир и частных домов в год, 25 000 строящихся торговых и промышленных зданий. В этом году в России строят больше жилья, чем в США.

– Новые приобретения в России планируете?

– Да, проекты есть. Но о приобретениях я обычно говорю после того, как они осуществляются.

– Вы в компании с 1989 г. Как вы в нее попали?

– До Saint-Gobain я мало где успел поработать, потому что пришел сюда в 30 лет. До этого я работал во французском правительстве, в министерстве промышленности и энергетики. То есть я уже занимался вопросами энергии. В концерне я более 20 лет и очень рад, что сюда попал: это позволило мне поработать в различных странах мира – в США, Англии, Франции.

– Никогда не хотелось сменить сферу деятельности?

– Нет. В Saint-Gobain мне всегда предлагали такие должности, которые позволяли мне расти и делать интересные вещи. И сейчас мне очень нравится, что я делаю, даже если это подразумевает большую ответственность. Я считаю, что у Saint-Gobain огромные перспективы развития.