Китайцы рвутся в небо

Дуополия Airbus и Boeing вскоре может быть разрушена. Главным соперником считается китайская госкорпорация Comac

На протяжении последних 20 лет в мировом авиапроме доминировали две компании: американская Boeing и европейская Airbus. До начала 2000-х Boeing была бессменным лидером, но после терактов 2011 г. Airbus вырвалась вперед. В прошлом году она собрала заказы на 1419 новых гражданских лайнеров, результат Boeing – 921. Но на последнем авиасалоне в английском Фарнборо у Boeing заказали 220 самолетов стоимостью $20,6 млрд в каталожных ценах. Airbus продала чуть меньше – 115 самолетов на $16,9 млрд.

И тем не менее лидеры ждут прихода нового игрока. Как отметил гендиректор Airbus Фабрис Брегье, «на рынке самолетов, рассчитанных более чем на сотню пассажиров, скоро появятся наши конкуренты – и нам предстоит подтвердить нашу конкурентоспособность». «Из всех новичков [Comac] самый сильный – не в силу опыта, а в силу превосходящей финансовой мощи. Они могут тратить миллиарды на проекты, не думая о чистой прибыли», – пояснил близкий к Airbus источник. Представитель Boeing от комментариев отказался.

Commercial Aircraft Corporation of China (Comac) была основана в 2008 г. Эксплуатируемой модели у Comac пока нет. В 2016 г. корпорация собирается выпустить узкофюзеляжный C919 на 158–174 пассажирских места. Ресурсы китайских партнеров впечатляют, соглашается представитель ОАК. Если бы не одно «но» – школы авиастроения у китайцев пока нет, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Финансирование регионального ARJ-21 в десятки раз превышало то, что получил от государства ОАК на разработку Sukhoi Superjet-100, вспоминает представитель российской корпорации. Но ARJ-21, запущенный вместе с российским региональным лайнером, пока не обладает сертификатом типа, напоминает Макиенко. Именно поэтому Китай активно ищет партнеров в области авиастроения, объясняет собеседник «Ведомостей». Например, хорошим союзом компетенции и ресурсов может стать проект дальнемагистрального самолета с ОАК – его сейчас обсуждают на уровне правительств двух стран, добавляет представитель корпорации.

Впрочем, ОАК еще самой придется доказывать, что выпущенные ею самолеты безопасны, напоминает FT: первый же произведенный ею пассажирский SSJ-100 разбился в Индонезии (следствие, впрочем, показало, что был исправен).