Верфи со скидкой

ОСК сэкономит миллиарды рублей на покупке судостроительных активов бывшего сенатора Сергея Пугачева: вместо 23 млрд руб., которые корпорация готова была заплатить за заводы два года назад, скорее всего потратит не больше 14 млрд
Е.Кузьмина/ Ведомости

«Северная верфь»

судостроительная компания. акционеры – ЦБ (75,82%), Западный центр судостроения ОСК (20,96%). выручка (РСБУ, 2011 г.) – 16,5 млрд руб. чистый убыток – 1,1 млрд руб.

Аукцион по продаже 75,82% акций «Северной верфи» признан несостоявшимся, сообщил представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, ее структура владеет 20,96% и управляет выставленным на торги пакетом). Начальная цена акций составляла 14 млрд руб., добавил он. Представитель Росимущества (организатор торгов) от комментариев отказался, его коллеги из ЦБ (владелец 75,82% «Северной верфи») и самого предприятия на вопросы не ответили.

Почему ОСК не подала заявку на участие в торгах, представитель ОСК объяснить не пожелал. Но заверил, что в повторном аукционе корпорация намерена участвовать. У ОСК есть договоренности с двумя банками о предоставлении суммы, необходимой для участия в торгах, утверждает собеседник.

Пропустив первые торги, ОСК может сэкономить. По закону если в первый раз аукцион не состоялся, то в следующий раз цена может быть ниже, указывает партнер «Юста» Артур Рохлин. Дисконт может достичь 15%, добавляет источник, близкий к акционерам «Северной верфи». Выходит, пакет ЦБ может подешеветь до 11,9 млрд руб.

«Северная верфь» – крупнейший из судостроительных активов, когда-то входивших в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) бывшего сенатора Сергея Пугачева. Бизнесмен получил контроль над предприятием в 2004 г., выкупив его у компании «Новые программы и концепции», принадлежавшей Борису Кузыку, бывшему советнику президента Бориса Ельцина. Эксперты тогда оценивали сделку в $150 млн. «Северная верфь» специализируется на военном судостроении. На ее долю приходится более 75% российского военного надводного судостроения, говорится на сайте предприятия. Кроме «Северной верфи» ОПК также принадлежал Балтийский завод и ЦКБ «Айсберг».

Пугачеву пришлось расстаться с активами два года назад, когда потерпел крах его Межпромбанк. Он задолжал ЦБ 32 млрд руб., а общий долг банка был 92,8 млрд руб. при активах на 62,2 млрд руб. Летом 2010 г. ОПК начала переговоры с ОСК о продаже пакетов «Северной верфи» (75,82%) и Балтзавода (88%) ОСК. Она оценивала оба актива в 23 млрд руб., максимум была готова увеличить цену до 30 млрд руб., говорил представитель корпорации. А ОПК просила не меньше 90 млрд руб. В итоге стороны не договорились и предприятия отошли ЦБ по долгам Межпромбанка, который передал их в управление ОСК. Структуры ОПК пытались оспорить это в судах, но проиграли.

Два года спустя активы могут достаться ОСК вдвое дешевле даже той цены, которую она изначально была готова за них отдать. 88% Балтзавода корпорация получила только июле, заплатив за них на аукционе 224 млн руб. (начальная цена поднялась только на 2 млн руб.), но перед этим все заказы завода были переведены на специально созданную структуру госкорпорации – ООО «Балтийский завод – судостроение». С «Северной верфью» проблем оказалось больше. Весной прежний менеджмент предприятия во главе с гендиректором Андреем Фомичевым, который руководил верфью с 2007 г., отказался признать результаты внеочередного собрания акционеров, на котором был избран новый совет директоров, состоящий в основном из представителей ОСК. Конфликт удалось уладить в мае – Фомичев сложил полномочия, а гендиректором стал Александр Ушаков, работавший заместителем гендиректора по производству. Так ОСК установила операционный контроль над предприятием.

На «Северную верфь» не будет других претендентов, кроме ОСК, ведь главный источник заказов для судостроителей сейчас – государство, рассуждает начальник аналитического отдела ИК БФА Денис Демин. К тому же без Балтийского завода «Северная верфь» существовать не может, рассказывал ранее бывший гендиректор завода Олег Шуляковский. По его словам, на «Северной верфи» не развит машиностроительный комплекс, она все равно должна задействовать мощности Балтийского завода для выполнения заказов.