Подрезали «Камаз»

«Камаз» увеличивает продажи грузовиков в России, но теряет долю рынка из-за роста импорта, в первую очередь из Китая

«Камаз» теряет долю на российском рынке грузовиков массой 14–40 т, следует из отчета компании по РСБУ. За первое полугодие этот сегмент (на него приходится 98% продаж «Камаза») вырос на 33% до 53 600 штук, указано в отчете. А продажи «Камаза» за тот же период увеличились только на 21,8% до 19 908 машин и комплектов. Доля татарстанского завода снизилась с 38,4% по итогам 2011 г. (и 39,1% по итогам первой половины 2011 г.) до 36,5% в первом полугодии 2012 г.

«Камаз» теряет позиции с 2009 г. – тогда после введения заградительных таможенных пошлин он занимал 55% рынка. Теперь его теснят иномарки. Их доля выросла с 39,1% в 2011 г. до 44% в первой половине 2012 г. (сюда не входят белорусский МАЗ и украинский КрАЗ, которые «Камаз» считает отдельно). Доля МАЗа выросла с 11,1 до 13,1%. А вот доля другого российского производителя тяжелых грузовиков – «Урала» (группа ГАЗ) упала с 10,7 до 5,6%.

Зарубежные производители восстанавливают продажи, которые у них упали в 2009 г., – так объясняется в отчете «Камаза» снижение доли российских производителей. В 2008 г. на иномарки приходилось больше половины российского рынка грузовиков, в 2009 г. – уже меньше четверти.

Еще одна причина, по которой «Камаз» теряет позиции, – засилье более дешевых китайских грузовиков, говорит представитель предприятия Олег Афанасьев, особенно жесткая конкуренция наблюдается на Дальнем Востоке. К примеру, в первом полугодии 2012 г. импорт грузовиков из КНР вырос в 2,8 раза до 4129 штук (массой 14–20 т), отмечает он. В основном это самосвалы, которые зачастую лишь по документам соответствуют стандарту «Евро-3» (требование властей при ввозе и производстве машин), возмущается Афанасьев. Из-за более низкого экологического стандарта такие машины дешевле российских аналогов на 150 000–200 000 руб. (самосвал «Камаза» стоит 2,3–2,5 млн руб.), продолжает собеседник.

Бороться с импортом таких машин «Камаз» собирается с помощью правительства. Компания намерена попросить чиновников ужесточить контроль соответствия импорта грузовиков экологическим стандартам, говорит Афанасьев. Ведь с 2013 г. Россия перейдет на «Евро-4» и «Камазы» подорожают еще на 5–10%, напоминает он.

Помочь «Камазу» сохранить позиции на рынке мог бы утилизационный сбор, который планируется ввести в России с 1 сентября. Для грузовых автомобилей Минпромторг предлагает базовую ставку сбора в размере 150 000 руб. (коэффициенты 0,9–12,56). Но этот сбор, по сути, лишь нивелирует снижение ввозных пошлин после вступления России в ВТО 23 августа, напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. К примеру, для новых грузовых автомобилей массой 5–20 т пошлины снизятся с 25 до 15%, более 20 т – до 10%.

Так что скорее всего «Камаз» продолжит понемногу снижать долю, считает Удалов. Чтобы укрепить позиции, заводу нужно расширять модельный ряд, функционал машин, усиливать присутствие в растущем и маржинальном сегменте магистральных тягачей, советует эксперт. Такие планы у компании есть, говорит Афанасьев.