В кризисе не виноват

Минюст не нашел достаточных доказательств для уголовного преследования Goldman Sachs. Виновных в кризисе 2008 г., который показал всю шаткость мировой финансовой модели, не появилось, признают эксперты

После годичного расследования министерство юстиции США заявило, что не будет возбуждать уголовное дело против Goldman Sachs или его сотрудников по обвинениям в провоцировании финансового кризиса 2008 г., двойной игре и махинациях при продаже клиентам ипотечных облигаций.

Расследование минюста было запущено после публикации доклада подкомитета сената США, который заявил, что банк в 2006–2009 гг. не только сбывал инвесторам бумаги, привязанные к ипотечным кредитам с высоким риском невозврата, такие как «Абакус» и «Хадсон», но и вел противоположную стратегии клиентов игру – продавал бумаги, а затем играл на их понижение. Доклад содержал 640 страниц, при его написании подкомитет сената изучил 56 млн страниц внутренней документации, записок клиентам и электронных писем, на изучение материала и подготовку отчета ушло два года.

Руководители Goldman Sachs солгали конгрессу о ставках на рынке ипотечных кредитов, заявлял председатель подкомитета Карл Левин. По утверждению хедж-фонда Dodona, купив инструменты на $4 млн по 95% от номинала, он примерно через год, в октябре 2007 г., продал их по 2,5%. Одним из аргументов в доказательной базе подкомитета сената была терминология: авторы доклада ссылались на то, что во внутренней переписке инвестбанкиры называли ипотечные облигации «фуфлом» и «летающей свиньей». Это свидетельствовало о том, что банкиры не только знали о плохом качестве бумаг, но и преднамеренно шли на обман, настаивали сенаторы.

Аналогичный гражданский иск о мошенничестве по структурным инструментам «Абакус» стоимостью $1,3 млрд был подан против Goldman Sachs в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) в апреле 2010 г. В этом иске инвестбанк был обвинен в том, что не сообщил инвесторам, что в размещении структурных инструментов ценных бумаг принимал участие его клиент – хедж-фонд Paulson & Co., который также играл против бумаг. Но по этому обвинению Goldman Sachs в итоге согласился заплатить $550 млн за урегулирование спора в досудебном порядке, признав, что маркетинговые материалы содержали «неполную информацию». Расследование против участвовавшего в структурировании сделки с бумагами «Абакус» бывшего вице-президента Goldman Sachs Фабриса Турре продолжается.

После тщательного анализа представленной в отчете информации и дополнительного расследования не получено достаточных доказательств, которые позволяют преследовать Goldman Sachs или его сотрудников по выдвинутым обвинениям, говорится в заявлении министерства юстиции, которое оставило за собой право завести дело в будущем – по мере появления новых фактов. Преследование финансовых махинаций и защита целостности была, есть и будет оставаться главным приоритетом, отметил минюст. «Мы рады, что дело позади», – говорится в заявлении Goldman Sachs.

Заявление минюста – суровое напоминание о том, что ни один человек или компания не были привлечены к ответственны за ту роль, которую они сыграли в финансовом кризисе 2008 г., заявил главный инспектор по госпомощи Нил Барофски. У всех громких дел минюста и SEC пока не было столь же громких результатов: после двухлетнего расследования обвинение в отношении AIG выдвинуто также не было, а обвиненные в обмане инвесторов бывшие управляющие хедж-фондами Bear Stearns в итоге были оправданы.

«Слабое законодательство и слабая правоприменительная практика» – так прокомментировал Левин решение минюста отказаться от уголовного преследования Уолл-стрит за финансовый кризис. Прецедент заставит финансовых регуляторов писать новые жесткие правила, чтобы предотвратить подобного рода практику, пообещал он: «Действия Goldman Sachs были аморальным обманом, они нанесли огромный ущерб клиентам и спровоцировали кризис столь же разрушительной силы, как Великая депрессия».