Вернуться любой ценой

Российские туроператоры быстро нашли перевозчиков, которые вернут туристов из Италии вместо прекратившей полеты Wind Jet. Тем, кто покупал билеты у итальянского лоукостера самостоятельно, приходится доплачивать как минимум по 250 евро

Многие туроператоры, сотрудничавшие с Wind Jet, уже заключают новые договоры перевозок, рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. «Пак групп» договорилась с Utair о двух рейсах между Римини и Ростовом-на-Дону на 15 и 16 августа, сообщила представитель компании Надежда Найдис. Пока неизвестно, будут ли и дальше туристы «Пак групп» летать Utair, уточняет она. «Джет тревел» также нашли перевозчика, но до подписания договора его название не раскрывают.

Туристов, которые приобрели билеты на рейсы Wind Jet в составе турпакета, бесплатно вывозят силами российских авиаперевозчиков «Россия» и «Таймыр», сообщил представитель Росавиации, затруднившись уточнить, сколько именно граждан России задерживается к вылету по обе стороны воздушного моста Италия – Россия. По данным комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга, вчера вечером самолет «России» вылетел за туристами «Невы», «Солвекс-турне», «Фламинго» и «Верса». Туры проданы до конца августа, поэтому из Петербурга цепочку по перевозкам будет продолжать авиакомпания «Россия», говорится в сообщении.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина говорит, что все пострадавшие от Wind Jet российские туроператоры – крупные игроки на итальянском направлении.

Туроператоры уже несут огромные потери, говорит руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова. Они оплачивают второй перелет, возвращают деньги за туры, у них есть депозит в 10–20% в авиакомпании, также придется заплатить отельные штрафы за бронь, уточняет она, но точную сумму потерь не называет. По ее словам, конкретная сумма убытков зависит от того, сколько мест туроператор приобретал у Wind Jet. Сами туроператоры тоже пока не могут определить масштаб убытков. «Мы еще не понимаем, на каких условиях работаем, заключаем договоры с авиаперевозчиками», – говорит источник в одной из пострадавших компаний.

У клиентов, самостоятельно купивших билеты Wind Jet, трудностей больше. Тем, кто уже находится в Италии, придется вернуться за свой счет, говорит Щеголькова. Индивидуальных клиентов Wind Jet готов перевозить итальянский национальный авиаперевозчик Alitalia – с доплатой 250 евро в одну сторону. «Желающие уже есть, хотя их и не так много – некоторые считают, что это слишком дорого», – говорит источник в Alitalia.

Потребовать же деньги за несостоявшийся авиаперелет индивидуальные клиенты Wind Jet могут только через суд, говорит собеседник в Alitalia. Для компенсации стоимости аннулированных рейсов Wind Jet пассажирам нужно направить письменные запросы на адрес авиаперевозчика, сообщает посольство России в Италии. Вопрос в части подачи иска в суд регулируется в 28-й статье Варшавской конвенции 1929 г., к ней присоединены и Италия, и Россия, говорит доцент кафедры транспортного права СПбГУ ГА Олег Аксаментов. Согласно ей истец избирает место подачи иска в суд – либо юрисдикция, где находится пункт назначения, либо юрисдикция, где находится пункт прибытия, в данном случае либо Италия, либо Россия, поясняет он. Также местом подачи заявления может быть место, где у ответчика находится главный офис. Но в 1929 г. не было интернета и установить в связи с этим, в какой именно юрисдикции приобретался билет, затруднительно, предупреждает юрист. Кроме того, согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ иск к перевозчику подается по месту его нахождения. Поэтому куда именно будут подаваться иски к Wind Jet – будет устанавливаться в процессе практики, резюмирует Аксаментов.

В последние месяцы авиакомпания балансировала на грани банкротства и в ночь с 11 на 12 июля прекратила полеты. Переговоры о приобретении лоукостера национальным перевозчиком Alitalia пока не дали результатов. Сегодня переговоры минтранса Италии, Wind Jet и Alitalia возобновятся, говорит Щеголькова. Если последняя все же купит лоукостер, она должна будет взять на себя обязательства по перевозке всех пассажиров, продолжает она. Если переговоры не увенчаются успехом, то только потери операторов могут достичь 1 млн евро, а пострадать – около 15 000 российских туристов, говорит Ломидзе. Всего, по ее словам, билеты на рейсы Wind Jet до конца сентября есть более чем у 300 000 человек по всему миру.