Энрике Пенья Нието: Энрике Пенья Нието, избранный президент Мексики

В начале декабря Мексику возглавит новый президент – молодой и телегеничный экс-губернатор штата Мехико. Он обещает стране структурные реформы, однако критики опасаются, что вместе с ним в политику вернется старая гвардия коррупционеров. Энрике Пенья Нието обещает, что этого не произойдет
T. Bravo Reuters

Мексика

Население – 113,7 млн человек. Территория – 1,97 млн кв. км. ВВП по ППС (2011 г.) – $1,7 трлн, на душу населения – $14 610. Инфляция (на конец 2011 г.) – 3,8%. Безработица (2011 г.) – 5,2%. Внешняя торговля (2011 г.): экспорт – $349,7 млрд, импорт – $361,1 млрд. Доходы бюджета (2011 г.) – 22,8% ВВП, расходы – 26,2% ВВП, дефицит – 3,4% ВВП. Государственный долг (на конец 2011 г.) – 43,8% ВВП. Источник: Оценка IMF, World Bank

Писатель, а не читатель

В декабре 2011 г. на книжной выставке в Гвадалахаре Пенью Нието попросили назвать три книги, которые больше всего на него повлияли. После длительного размышления он назвал Библию, а также «Трон орла» Карлоса Фуэнтеса, ошибочно назвав автором этой книги Энрике Краузе. Поводом для посещения выставки стала презентация книги самого Нието «Мексика – большая надежда». New Yorker

Уже вторые президентские выборы в Мексике не обходятся без громкого скандала. Шесть лет назад кандидат Партии демократической революции Андрес Мануэль Лопес Обрадор не признал свой проигрыш Фелипе Кальдерону. По всей стране проходили многотысячные митинги против официальных результатов, однако пересчета голосов не последовало. В ноябре Обрадор принял президентскую присягу перед своими сторонниками. Однако это не изменило официальный расклад: на шесть лет президентом страны стал Кальдерон с официальным перевесом над соперником в 1,5% голосов. В президентской кампании этого года Обрадор снова участвовал. Законы Мексики не позволяют занимать президентский пост дважды, а также исключают второй тур выборов. Главным соперником бывшего мэра Мехико стал бывший губернатор штата Мехико Энрике Пенья Нието, кандидат когда-то всесильной Институционально-революционной партии (ИРП), последнее десятилетие находящейся в оппозиции. После единственного тура голосования 1 июля Обрадор снова вывел сторонников на улицы и потребовал пересчета голосов. По его утверждению, победа Нието не была чистой, к ней привели не только фальсификации на избирательных участках, но и манипулирование волей граждан через СМИ. Шесть лет назад такие же обвинения были им брошены Кальдерону.

Президент из телевизора

После претензий Обрадора Федеральный избирательный институт постановил пересчитать результаты по половине участков. После пересчета победа Нието устояла, в сентябре ее окончательно подтвердит Верховный суд, а 1 декабря Нието произнесет президентскую присягу. В итоговом протоколе Нието набрал 38,21% голосов избирателей, а его соперник Обрадор – 31,59%.

С тем, что львиной долей своей победы Нието обязан каналам телевизионного холдинга Televisa, согласны многочисленные западные и многие мексиканские СМИ. «О самом Нието говорить рано, важно смотреть, как он пришел к власти через поддержку СМИ, через губернаторов, действующих на местах. Все это делает его несамостоятельным политиком, и говорить о его взглядах рано», – утверждает эксперт Института Латинской Америки Юлия Визгунова.

На медиарынке доминируют два гиганта –Televisa и Azteca TV. Согласно полученным британской газетой The Guardian материалам, на каналах Televisa велась направленная дискредитация Обрадора, а дела Нието, напротив, получали намеренно комплиментарное освещение. Согласно материалам газеты, в 2006 г. маркетинговая компания Radar Servicios Especializados, которой управляет Алехандро Квинтеро, вице-президент Televisa, разработала концепцию, цель которой в презентациях звучала так: «Лопес Обрадор не выиграет выборы 2006 г.». Долгосрочной стратегией было лишить Обрадора имиджа спасителя столицы от криминала, поэтому в сюжетах было рекомендовано сосредоточиться на творимых в столице преступлениях. «Была стратегия, и был клиент, который платил много денег», – описал газете процедуру один из сотрудников Televisa. Общий счет за услуги по очернению Обрадора составил $36 млн. Представитель Нието заявил The Guardian, что никакого контракта на очернение соперника не было, а все контракты департамента коммуникации были размещены в интернете. Издание от своей версии событий не отказалось.

«Мальчик-гель»

Имидж Нието способствовал росту его медийной популярности, отмечают СМИ. У него хорошо подвешен язык, и он всегда прекрасно выглядит, предпочитая белые рубашки молодежного покроя. Его часто называют красавчиком, еще одно прозвище – «мальчик-гель» за напомаженную прическу, пишет The New York Times.

Нието родился 20 июля 1966 г. в городе Атлакомулько, в 100 км от Мехико, в семье инженера электрической компании и учительницы начальных классов. В семье помимо него росло еще трое детей.

Степень юриста он получил в Панамериканском университете в Мексике, а степень MBA в Технологическом институте Монтеррея. В Мексике будущие политики часто получают образование в США, но Нието всего год проучился в Америке в старшей школе. При этом он вообще не говорит на иностранных языках, мало бывал за границей, утверждает Mercopress. Хотя, по сведениям The New York Times, все же говорит на английском, хотя предпочитает испанский. Люди, которые знают его, рассказали The New York Times, что он всегда был очень внимателен к своей одежде, а по сведениям Reuters, уже в школу ходил с кожаным портфелем. В школе же он заявил учителям, что собирается стать губернатором штата. «Его одногруппники высмеивали его неприкрытые политические амбиции. Он и тогда выглядел, как сейчас», – цитирует газета профессора Хайме дель Ареналя. Об увлечениях политика известно не много: ему нравятся ABBA и Селин Дион, а к любимым фильмам он отнес «Отступников» Мартина Скорсезе и «Джей Эдгара» Клинта Иствуда, пишет The Times.

600 обещаний

К политической карьере располагали не только внутренние устремления, но и родственные связи: Нието в родстве с четырьмя бывшими губернаторами, включая Артуро Монтьеля, экс-губернатора штата Мехико, преемником которого Нието в итоге стал.

Нието присоединился к ИРП в 1984 г., а к 2000-м вышел на первые роли в партии. Его считают близким к ее ядру, группировке старых функционеров, носящей имя «Атлакомулько», по имени родного города будущего президента. С 1929 г. все президенты страны были представителями ИРП, но к 2000 г. партия потеряла свое лидирующее положение, а некоторые из ее лидеров были обвинены в коррупции, как Карлос Гонсалес, которого в 1990-х США назвали угрозой своей безопасности, подозревая в отмывании денег и помощи наркомафии, напоминает The Washington Post.

Нието удалось освежить имидж партии, хотя сначала его называли «носильщиком портфеля» Монтьеля, занимавшего пост губернатора. В 2003 г. Нието стал заместителем председателя местного конгресса, а через два года – преемником Монтьеля на посту губернатора. Штат Мехико он возглавлял с 2005 по 2011 г. На этой должности он запомнился большими проектами в сфере здравоохранения и строительства дорог. Он выпустил 600 обещаний и исполнил их, по собственному уверению. Он вообще любит мыслить проектами, а не стратегиями, полагает Mercopress.

Домитило Посадас из Партии демократической революции утверждает, что Нието всегда был самостоятельным политиком, уважительно относился к оппозиции и держал слово. «Если он выиграет, хотел бы, чтобы он был таким же президентом, каким был губернатором: открытым к диалогу, терпимым и принимающим предложения, даже если они исходят не от него», – цитирует его Reuters. Губернатор смог добиться, чтобы местный парламент принял план сокращения бюджета на четверть, обеспечил инвестиции и позволил обогнать экономику столицы, сообщает агентство.

Фернандо Гомес Монт, бывший министр внутренних дел от Партии национального действия, рассказал агентству, что у Нието есть «чувство власти, он самый логичный политик из тех, что я видел в Мексике в последние годы».

Борец с наркотрафиком

Помимо значительной медиаподдержки на победу Нието повлияли его собственный опыт, слабость противников, а также состояние экономики, требующее перемен, отмечает The Economist.

Правящая Партия национального действия выставила против него Хосефину Васкес Моту, еще одним соперником был Габриэль Куадри от немногочисленной партии «Новый альянс» (его поддержали только 2,6% избирателей). Если бы кандидатом демократов стал Марсело Эбрард, мэр Мехико, шансы на победу у него были бы хорошие, но ставку снова сделали на Обрадора, претендующего на мессианство и недостойно поведшего себя после выборов 2006 г., пишет The Economist. В 2000 г. экономика страны обещала расти, но в итоге среднегодовой рост не превышал 1,8%, отмечает издание.

Нието пошел на выборы с развернутой программой экономических действий и новым подходом к борьбе с наркотрафиком. Он обещает экономические перемены и новые отношения с США, основанные на взаимном уважении суверенитетов, успех отношений будет оцениваться по конкретным результатам работы. С северным соседом у Мексики одна общая проблема – наркоторговля и все, что с ней связано. Кальдерон в 2007 г. объявил войну картелям и вывел на улицы армию. Однако прорыва не случилось – за пять лет в стране погибло еще более 50 000 человек. Теперь Нието собирается изменить тактику и бороться с теми преступлениями, которые по силам мексиканским правоохранителям и будут положительно восприняты обществом: похищением людей, стрельбой на улицах, коррупцией во власти. Борьбу с наркобаронами вести он тоже намерен, но первенство в ней должны принять США – главный потребитель мексиканских наркотиков. «Не будет перемирия с организованной преступностью», – обещает Нието. В экономике он намерен сократить число налоговых льгот, частично приватизировать энергетический гигант Pemex.

В колонке для The New York Times Нието после избрания написал, что в центре прошедшей кампании были две темы: улучшение экономических условий жизни миллионов мексиканцев и необходимость проведения срочных реформ в энергетике, образовании, системе социального обеспечения и трудовом законодательстве. «Мы не можем откладывать перемены», – указывает он.

«Многие могут говорить, что мое избрание означает возвращение старых дней моей партии, ИРП, и приведет к меньшей приверженности Мексики к борьбе с организованной преступностью и наркотиками. Давайте оставим это беспокойство», – советует Нието.

Опасения, что инстинкты у функционеров ИРП остались прежними и манипуляции СМИ, коррупция снова вернутся в политику, действительно существуют, пишет The Economist. Однако, по мнению редакции, политические институты и гражданское общество за 12 лет, что ИРП находилась не у власти, окрепли, поэтому, если Нието потянет страну назад, он встретит достойное сопротивление.